Меню

Обслуживание авто

Что делать, если появился хруст при повроте руля на месте и в движении

Во время движения на любом автомобиле, мы слышим различные посторонние звуки. Какие-то из них не имеют отношения к работе технических узлов. Другие же могут быть ничем иным, как неисправностью транспорта. В определенных случаях появляется хруст при повороте руля в движении и даже стоя на месте. Причин такой проблемы несколько. Они могут быть как критичными, так и допустимыми к временной эксплуатации. Однако неисправность необходимо обязательно устранить. Такие нарушения способны привести к потере контроля над транспортным средством непосредственно во время движения.

Основные причины хруста руля в автомобиле

Диагностика подобного явления достаточно сложна. Это связано с тем, что при повороте рулевого колеса в работу включаются несколько технических узлов, таких как как ШРУСы, колеса, рулевые тяги, наконечники. Проблему можно устранить самостоятельно. Но без определенных знаний установить причину поломки затруднительно. Лучшим вариантом будет обращение на станцию технического обслуживания.

В видео ролике можно посмотреть, как хрустит колесо в автомобиле.

Современные сервисы имеют высокоточное оборудование для выявления любой поломки автомобиля. Кроме этого опыт сотрудников обычно всегда на порядок выше, чем у простого обывателя. Поэтому будут выявлены все факты провоцирующие хруст в рулевом управлении. Конечно, бывают случаи, халатного отношения к своим профессиональным обязанностям специалистов даже крупного сервиса. Но это скорее исключение из правил.

К минусам подобных услуг относится высокая стоимость. Самостоятельно устранить подобную проблему будет значительно дешевле. Здесь главное просмотреть все составные части на пригодность, а таких достаточно много.

Нарушения функционирования гранаты

При появлении хруста во время поворота руля, прежде всего, задумываются о поломке шарниров угловых скоростей. Такие устройства принято называть гранатами. В норме система работает без посторонних шумов. В случаи появления неприятных звуков следует помнить о том, что дальнейшая эксплуатация может привести к более серьезным проблемам:

  • граната выйдет из седла и значительно повредит двигатель;
  • если тяга потеряет сцепление с колесом, то это приведет к автокатастрофе;
  • постепенно неприятный звук начнет сопровождать достаточно сильная вибрация автомобиля;
  • во время поворота колесо будет замедлять ход и приведет к скольжению;
  • рулевое управление способно заблокироваться в самый неподходящий момент.
Юрий Мягченков
Юрий Мягченков
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 11 лет.
Не стоит эксплуатировать автомобиль при посторонних шумах, особенно исходящих от  ходовых устройств. Такие технические узлы всегда испытывают высокие нагрузки. Их полный отказ может привести к дорогостоящему ремонту в будущем или стать причиной  тяжелые аварии.

О ремонте ШРУСов

Данная часть является важнейшим узлом автомобиля, так как именно через нее передается крутящий момент от двигателя к колесам. Уникальность системы заключается в том, что она позволяет осуществлять глубокие углы поворота.

Читайте также:  Плохо греет печка - проблемы с печкой ВАЗ 2112 и её ремонт

Современные технологии помогли создать шарнир, который имеет длительные эксплуатационные характеристики. Несмотря на это у ШРУСов есть существенный конструктивный недостаток. Технологический узел плохо защищен от влаги и грязи. Повреждение резинового пыльника является первоначальной причиной появления хруста при повороте руля. Посторонние включения попадают в систему гранаты, увеличивая ее износ, что в итоге нарушает конструкцию в целом.

ШРУС (схема)

Если появились посторонние шумы в шарнире, то он незамедлительно подлежит замене. Игнорирование подобных проявлений приводит к заклиниванию системы и повреждению элементов подвески. Вышедшую из строя гранату поменять достаточно сложно. Имея практические навыки по ремонту автомобиля можно выполнить следующие действия:

  • надежно зафиксировать автомобиль: вытянуть стояночный тормоз, установить башмаки-противооткаты, включить любую передачу;
  • демонтировать защитный колпак;
  • отпустить гайки на ступице;
  • ослабить болты колес;
  • вывешивание колеса с помощью домкрата;
  • выкрутить болты и упорную гайку ступицы;
  • удалить болты поворотного кулака с нижней опоры;
  • повернуть колеса до упора в противоположную сторону от места производимых работ;
  • оттягивание поворотного кулака;
  • произвести демонтаж внутреннего шарнира из коробки;
  • фиксация вала привода в тисках;
  • удаление хомутов с пыльника;
  • демонтаж гранаты с вала, осмотр пыльников.

Установка нового узла проводится в обратной последовательности. Чтобы легче удалить старый шарнир необходимо воспользоваться тяжелым молотком и мягким материалом, например, из дерева в качестве надставки.

Для более длительной службы шарнира, профессионалы рекомендуют во время его замены руководствоваться простыми правилами:

  • при монтаже внутреннего ШРУСа на вал устанавливать пластмассовую заглушку;
  • обязательно заменить гайку ступицы, на ту которую можно хорошо контрить;
  • перед установкой запчасти необходимо использовать большое количество смазки (как вариант ШРУС-4);
  • обязательно заменить стопорное кольцо;
  • контролировать посадку привода с полуосевой шестерни, она должна быть максимально плотной.

Эти нехитрые правила помогут длительное время забыть о ремонте, обеспечить плавный ход автомобиля и снизить риск аварийности из-за неисправности ходовых частей.

Неисправность рулевой рейки

Такое явление достаточно редкое. Однако его исключать не стоит, так как проблема приводит к значительным изменениям в управлении автомобиля. Отличить поломку гранаты от рулевой рейки может даже неопытный автолюбитель. Основными проявлениями будет следующее:

  • значительная вибрация руля во время движения даже на идеально ровной дороге;
  • изменение в реакции рулевой системы;
  • хорошо слышный хруст при повороте руля на месте во время работы двигателя;
  • вращать колесо достаточно сложно или наоборот необычно легко;
  • при повороте руля в одну сторону до упора появляется характерный щелчок;
  • имеется незначительный люфт колеса, как при движении, так и стоя на месте.

Такая поломка должна быть устранена немедленно. При дальнейшей эксплуатации возможно так называемое «закусывание» рейки, что приводит к полной дестабилизации управления.

Читайте также:  Датчик давления масла ВАЗ 2110: замена своими руками, где он находится и его проверка

Если изменения в устройстве незначительные, то возможно и ее ремонт. Процедура эта сложная. Требует определенных знаний и практических умений мастера. Лучшим вариантом является обращение в автосервис. Даже после ремонта рейка не служит длительное время. Поэтому при возникновении проблем и ее практически всегда меняют на новую.

Причина в «баранке»

Посторонние шумы, в том числе скрип и хруст в этом случае наблюдаются непосредственно в салоне автомобиля. Они не имеют отношения к качеству работы  различных механизмов.

К причинам появления таких неисправностей чаще относится некачественная обработка деталей, трение пластмассовых частей, нарушение плотности креплений. Нередко не приятные звуки исходят из места расположения клаксона. Обычно все это выражено на недорогих автомобилях.

Чтобы исчезли скрипы в рулевом колесе, его необходимо демонтировать. Проблемные участки  зачищают, подтягиваю крепления, и при необходимости смазывают. Как правило, после таких манипуляций все приходит в норму, но на бюджетных марках достаточно быстро посторонние звуки возвращается.

Изменения в рулевой колонке

Выявить нарушение просто. Оно выражается в аномальной вибрации руля. Чаще хруст исходит от муфты. Такое наблюдается практически всегда, после неудачно восстановления автомобиля из-за аварии. Если шумы не выражены, то это не влияет на качество работы сопутствующих механизмов. Полное устранение будет только после замены проблемного узла.

Юрий Мягченков
Юрий Мягченков
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 11 лет.
Нередко скрипы исходят от места соединения колонки и рейки. Такое наблюдается при сильном износе сочленяющихся деталей. Влияет также и отсутствие необходимой регулировки. После проведения профилактических мероприятий, проблема купируется надолго.

Главными источниками шумов в рулевой колонке являются:

  • пластиковый корпус устройства, особенно на бюджетных марках;
  • отсутствие необходимого объема смазки в муфте;
  • разрушение крестовины или так называемого кардана, из-за смещения деталей, а также отсутствия смазки;
  • искривление колонки (характерно после ДТП, дополнительно выражается в сильной вибрации, ударах и скрежете).

Что еще вызывает странные шумы

Чаще всего хруст при повороте руля в движении связывают с системой управления автомобилем. Однако стоит мыслить на много шире. Если при диагностике рулевых механизмов не выявлено неисправностей, стоит осмотреть ходовую часть.

Вероятность возникновения неприятных звуков в этих узлах, встречается намного реже. Но исключать это явление полностью не стоит. Выявить причину сложно из-за сопряжения множества технических частей.

Подшипник ступицы

Чаще всего этот механизм издает низкий гул. Его хорошо слышно на высоких скоростях при движении по относительно ровной дороге. Если появляется специфический хруст то, скорее всего подшипник уже серьезно пострадал. Сегодня подобная ситуация встречается редко, так как качество изготовления этой детали возросло и увеличился срок службы.

Диагностику в этом направлении можно провести самостоятельно:

  • при помощи специального домкрата приподнять передок машины;
  • установить противооткатные упоры;
  • обязательно зафиксировать автомобиль на ручной тормоз;
  • запустить двигатель, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление, нажимая на газ;
  • после небольшого разгона, выключить зажигание и дать колесу свободно вращаться;
  • если подшипник неисправен, то от него исходит сильный неприятный гул.
Юрий Мягченков
Юрий Мягченков
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 11 лет.
Подобную проверку невозможно провести, если автомобиль оснащен  блокировкой межосевого дифференциала или имеет полный привод.

Разбитые подшипники являются серьезной проблемой. Дальнейшее эксплуатация автомобиля в таком состоянии приводит к непредсказуемым последствиям.

Читайте также:  Восьмиклапанный двигатель ВАЗ 2110

Выход из строя сайлентблоков

Хруст при повороте руля может вызывать неисправность резинометаллических шарниров. Такое проявление наблюдается часто в летнюю погоду. Скрип сайлентблоков обычно говорит о необходимости их замены.

Причины возникновения проблемы является пересыхание шарниров. Данная запчасть в основном состоит из резины. Повышенная температура провоцирует высыхание и незначительное уменьшение в объеме. К такому воздействию особенно подвержены старые узлы.

Какой-либо серьезной опасности хруст сайленблоков не представляет, конечно, до той поры пока резина совсем не разрушится. Их ремонт очень прост. После снятия запчасти ее осматривают визуально. При наличии обширных повреждений и трещин их меняют на новые. Если подобных изменений не обнаружено, устройство устанавливают на прежнее место. В этом случае изменение окружающей температуры может способствовать исчезновению шума.

Неправильный сход-развал

Различные посторонние звуки способные исходить непосредственно от самих колес. Они не похожи на скрип или скрежет, однако во время движения создают определенный дискомфорт. Во время диагностики в этом случае очень часто обнаруживается неправильная геометрия передних колес. Для устранения проблемы стоит провести регулировку углов их установки.

Если присутствуют подобные изменения, то это не только отражается на комфортности управления автомобилем. Сход-развал значительно увеличивает износ покрышки.

После длительной эксплуатации будет обнаруживаться неравномерный их износ. У таких колес нарушается нормальное сцепление с дорожным покрытием. Из-за этого они быстро выходят из строя. Кроме того нарушение регулировки будет способствовать появлению микровибрации, что в свою очередь негативно отразится на состоянии всей подвески.

Когда домашняя диагностика не смогла ответить на вопрос в чем причина появления хруста при повороте руля, следует обратиться к специалистам. Это не значит, что необходимо производить ремонт именно в автосервисе. Важно выявить, почему происходит подобное явление, а произвести устранение можно самостоятельно.

Не стоит надеяться на то, что стук или скрежет исчезнет сам по себе. Со временем все будет только усугубляться. Дальнейшая последовательность разрушения технологических узлов будет напрямую зависеть от интенсивности эксплуатации машины. В конце концов, потребуется дорогостоящий ремонт. Поэтому лучше устранить проблему на начальном этапе, пока не произошло повреждение других систем и автокатастрофы.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных