Меню

Автоликбез

Из чего состоит двигатель ВАЗ-2115 – излагаем по пунктам

У ВАЗ 2115 — технические характеристики довольно типичные для семейства моделей 2113-2115. Так, на автомобиль устанавливались известные моторы серии 2111 и 1118. Рассмотрим основные характеристики и устройство силового агрегата:

ВАЗ 21115

Наименование Параметры
Объем 1,6 литр (1596 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Инжектор
Мощность двигателя 81,6 л.с.
Расход топлива 7,6 л/100 км
Диаметр цилиндра 82 мм

Как и 2114, 15-ая модель имела двигатели похожие по характеристикам и конструкции. Конечно, двигатель ВАЗ 2115 инжектор не получал 16-клапанного силового агрегата, который так хотели автолюбители. Тем не менее, автомобилю все-таки удалось завоевать популярность и стать всенародно любимым не только на территории России, но и в странах СНГ.

Схема охлаждения двигателя ВАЗ 2115

Для начала рассмотрим систему охлаждения двигателя .На изображении представлена схема охлаждения инжекторного, 8-ми клапанного двигателя ВАЗ 2115. Система охлаждения двухконтурная с термостатом, жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Схема ВАЗ 2115

Рисунок 1 – схема охлаждения двигателя ВАЗ 2115

Расшифровка позиции

1

 Расширительный бак

2

Пробка

3

Трубка для отвода паров

4

Трубка, соединяющая термостат и расширительный бак

5

Дтож ВАЗ 2115

6

 Узел воздушной заслонки

7

Подводящая трубка радиатора

8

Отводящая трубка охладителя

9

Левый бачок радиатора

10

 Правый бак радиатора

11

 Пробка для слива

12

Сердцевина теплообменника

13

 Диффузор вентилятора

14

Лопасти вентилятора

15

Электромотор

16

Зубчатый шкив помпы

17

Крыльчатка помпы

18

Зубчатый ремень привода грм

19

Отводящая трубка печки

20

 Подающий шланг насоса

21

Вентиль

22

 Теплообменник печки

23

Трубка отвода тосола от дроссельного патрубка

24

Трубка подводящая тосол к дроссельному патрубку

25

Сенсор указателя температуры тосола

26

Выпускной шланг

27

Подающий шланг печки

28

Термостат ВАЗ 2115

29

Измеритель уровня тосола

Ремонт двигателя

Ремонт двигателя ВАЗ 2115 проводится типично для всей серии моторов Самара и Самара 2. Так, замена термостата ВАЗ 2115 проводится в течение получаса. Для проведения процедуры потребуется слить охлаждающую жидкость и открутить корпус. Затем заменить непосредственно сам термостат.

Также, очень легко меняется водяной насос и ремонтный комплект газораспределительного механизма. Каждый автолюбитель сможет заменить моторное масло без проблем, а новичок найти инструкцию в интернете.

Ремонт двигателя ВАЗ 2115

Что касается капитального ремонта, то здесь все намного сложнее, поскольку эту процедуру рекомендовано проводить в автосервисе. Не каждый автолюбитель знает как отремонтировать или расточить блок цилиндров. Другие операции, такие как чистка форсунок, также рекомендуется проводить в условиях автосервиса.

Возможные неисправности

У двигателя ВАЗ-2115 существует несколько типичных неполадок, которые нужно уметь диагностировать:

  • Стук в силовой установке при нагрузке может быть вызван необходимостью отрегулировать зазор клапанов.
  • На холостом ходу плавают обороты, троит. В этом случае необходимо провести тщательную диагностику, после которой, скорее всего, придется заменить регулятор холостого хода или датчик дроссельной заслонки.
  • Трудности в запуске мотора, работа с хлопками и сильной вибрацией, чаще всего обусловлена отказом системы впрыска. Исправить положение можно при помощи очистки форсунок и проверки их работоспособности.
  • Долгий прогрева двигателя необходим при выходе из строя термостата. При этой неисправности замыкается циркуляция жидкости на большом контуре. В некоторых случаях мотор и вовсе не достигает рабочей температуры. После замены термостата работа двигателя восстанавливается.
Читайте также:  Датчик уровня топлива ВАЗ-2109: инжектор, карбюратор

При любой из описанных неисправностей необходимо провести диагностику. Только после этого можно начинать ремонт.

Устройство двигателя ваз 2115

Устройство двигателя ВАЗ 2115

Расшифровка позиции

1

Трубка для подачи охлаждающей смеси

2

БЦ (блок цилиндров)

3

Термостат

4

Датчик, определяющий температуру охлаждающей смеси

5

Выпускной патрубок

6

Клапан БЦ

7

Крышка БЦ

8

Датчик давления топливной смеси

9

Крышка емкости для масла

10

Трос активации дроссельной заслонки

11

Дроссельный блок

12

Устройство, регулирующее холостой ход

13

Датчик, определяющий положение дроссельной заслонки

14

Ресивер

15

Задняя часть корпуса блока распределения газовой смеси

16

Передняя часть корпуса

17

Форсунки подачи топлива

18

Пробка топливной рампы

19

Топливная рампа

20

Коллектор впуска бензина

21

Опора коллектора впуска (правая)

22

Шкив

23

Фильтр масла

24

Датчик, определяющий положение коленвала

25

Днище картера

26

Коллектор впуска

27

Шатун

28

Коленвал

29

Опора коллектора (левая)

30

Маховик

Рядные цилиндры расположены в одной плоскости друг за другом. Стандартное расположение для такого количества поршней обеспечивает хороший теплоотвод и уравновешивание при работе, что исключает попадание больших вибраций при работе на кузов авто. Не смотря на различия, у всех двигателей ваз 2114 практически одинаковое устройство:

  1. Чугунный блок. Литой чугунный блок утяжеляет двигатель, но открывает возможности тюнинга, такие как установка турбины с большим надувом.
  2. Четырехцилиндровые. Четыре цилиндра считаются оптимальными для бюджетных, экономичных двигателей. При работе поршни работают в порядке 1-3-4-2, мотор благодаря этому работает ровно. Например, на ОКЕ, имеющей двигатель только с двумя поршнями используется дополнительный балансировочный вал, для гашения вибраций.
  3. Инжекторный впуск. Инжектор стал основным плюсом двигателей Ваз 2114, двс контролируется множеством датчиков, которые сообщаются с ЭБУ, управляющего всеми системами двигателя. Это позволяет повысить эффективность работы, что положительно сказывается на мощности и расходе.
  4. Распределенный впрыск под управлением ЭБУ. Составление правильной смеси при работе мотора является основополагающей для достижения хороших характеристик двс. Электронный блок управления позволяет многократно повысить точность формирования смеси.
  5. Диаметр поршня 82 мм. У всех блоков двигателей Ваз 2114 совпадает диаметр поршневой группы, что дает отличные показатели ремонтопригодности и возможности тюнинга.
  6. Рекомендуемый бензин АИ-95. Топливо с большим октановым числом отличается большей эффективностью и стабильностью работы. Также на нем реже прогорают клапана и прокладка. Это достаточно простые двигатели, с ними легко работать, можно легко провести самостоятельный ремонт или тюнинг для повышения мощности.

Какой двигатель лучше: 1,5 л 8-кл. или 1,6 л 8-кл

Часто люди при выборе автомобиля задаются вопросом: «А какой двигатель лучше?» В нашем же случае все не так просто. Подобный вопрос может возникнуть, если рассматривать покупку авто уже «лохматых» годов: 2006-2007. Именно в этот период на ВАЗ-2113, 2114 и 2115 устанавливались двигатели как 1,6 л, так и 1,5 л, характеристики которых изложены выше.

По сути, они ничем не отличаются, помимо объема, норм выхлопа, систем подачи топлива и пары датчиков. Поэтому главным отличительных пунктом является именно объем двигателя. Разница в 0,1 л дает больший крутящий момент с низов, чуть добавляет максимальной мощности и, пожалуй, такой же или даже меньший расход топлива, чем на 1,5 л. Единственный минус — более шумный в работе на холостых.

Читайте также:  Приборная панель ваз 2115 - обозначение значков и кнопок

Раньше, в годах 2008-2012, люди неохотно брали модели 1,6 л, мол, громкий, склонный к поломкам и т. д. По факту, он превосходит мотор объемом 1,5 л по всем показателям. Соответственно, мы вам рекомендуем его. Но это, что касается 8-кл. моторов, которые устанавливались серийно. Далее рассмотрим 16-кл.

Схема управления двигателем 11183 объемом l,6 литра ВАЗ 2115

На рисунке 3 представлена электрическая схема управления инжекторным двигателем модели 11183 объемом 1,6 литра, который устанавливался на автомобили модели ВАЗ 2115.

Схема ВАЗ 2115

Рисунок 3 – схема управления двигателем 11183

Расшифровка позиции

1

Свеча зажигания 4 цилиндра

2

Свеча зажигания 3 цилиндра

3

Свеча зажигания 2 цилиндра

4

Свеча зажигания 1 цилиндра

5

Соленоид зажжения

6

Диагностический разъем

7

Форсунка 1 цилиндра

8

Форсунка 2 цилиндра

9

Форсунка 3 цилиндра

10

Форсунка 4 цилиндра

11

Контроллер ВАЗ 2115

12

Реле подключения помпы

13

Реле к вентилятору охлаждения двигателя

14

Реле подключения вентилятора мотора

15

Главное реле управления мотором

16

ДМРВ

17

ДПДЗ

18

ДТОЖ

19

Регулятор порожнего движения

20

Дроссель продувки абсорбера

21

ДПКВ

22

Сенсор детонации

23

Измеритель концентрации кислорода

24

Замок зажигания

25

ЭБУ иммобилайзером ВАЗ 2115

26

Сенсор иммобилайзера с сигнализатором

27

Измеритель скорости авто

28

Дополнительный клеммник

29

К плюсу аккумулятора

30

ДПРВ

31

Клемник для подсоединения к электрической сети авто

32

Бензиновый насос

F1

Предохранитель ЭБУ и линий системы управления двигателем

F2

Предохранитель ЭБУ

F3

Предохранитель цепи топливной помпы

Обслуживание и часто задаваемые вопросы

Устройство двигателя  ВАЗ 2115 позволяет автолюбителю проводить техническое обслуживание транспортного средства своими руками. Межсервисный интервал составляет 13-15 тыс. км пробега. Для тех, кто хочет подольше сохранить мотор и продлить ресурс, рекомендуется сократить срок проведения планового технического обслуживания до 10 000 км.

Кроме плановой замены масла, в двигателе ВАЗ 2115 следует проводить и другие диагностические работы в каждом ТО. Так, например, необходимо визуально осматривать мотор на наличие подтеков, проверять состояние ремня газораспределительного механизма и диагностировать работоспособность всех систем и датчиков. Стоит помнить, что хорошее техническое обслуживание продлевает жизнь двигателю.

Замена ГРМ ВАЗ 2115

Часто задаваемые вопросы

Просмотрев форумы и пообщавшись с автомеханиками, можно прийти к выводу, что владельцы двигателя ВАЗ 2115 инжектор 8 клапанов задают одни и те же вопросы каждый раз. Попробуем учесть полученные данные, а затем сгруппировать вопросы и дать на них ответы.

  • Гнет ли клапана в ВАЗ 2115? — Как и на любом другом транспортном средстве, конечно гнёт. Это случается в том случае, если обрывает ремень ГРМ. Чтобы этого не случилось, его необходимо менять каждые 45-50 тыс. км пробега или при подозрении на выход со строя. Стоит отметить, что не только погнет клапаны, но и повредит сопутствующие элементы, а также может оставить отпечаток на поршнях. В любом случае — это приведет к капитальному ремонту силового агрегата.
  • Где находится номер двигателя на ВАЗ 2115? — Как и во всех моделях Лада, найти номер мотора можно со стороны коробки переключения передач, возле термостата. Номер мотора всегда имеет площадку на блоке цилиндров, которая располагается в видном месте.
  • Какой объем масла в двигателе 2115? — Объем масла в двигателе составляет 3,5 литра. Но с этим вопросом автолюбители задают еще один — Какое масло в двигатель лучше всего заливать? — Наиболее рекомендуемое моторное масло для мотора считается с индексом 10W-40. Также, автомеханики рекомендуют заливать 5W-30 и 5W-40. При этом производитель масла остается на усмотрение владельца транспортного средства.
Читайте также:  Что ждет российский авторынок в 2022 году в России - последние новости

 

Диагностика автомобиля

Появление на комбинации приборов горящей лампы «Check Engine» сигнализирует водителю о возникновении проблемы в электрике автомобиля. Нужно понимать, что проверка транспортного средства своими руками и на СТО может дать разные результаты. Специальное оборудование, имеющееся у профессионалов, позволит более точно обнаружить неисправности.

Самостоятельная диагностика

На ВАЗ 2115 владелец может сделать самостоятельную диагностику и узнать, какие ошибки хранятся в памяти блока управления двигателя. Процедура проводится путем вызова кодов неисправностей на приборной панели или с помощью диагностического адаптера.

Для проведения диагностирования на электронной панели приборов необходимо выполнить определенную последовательность действий:

  1. Сесть в автомобиль на место водителя, вставить ключ в замок зажигания и нажать клавишу сброса суточного пробега, имеющуюся на комбинации приборов.
  2. Повернуть ключ замка в положение включения зажигания.
  3. Отпустить клавишу, запустив процесс самодиагностики. Визуально это будет выглядеть как включение подсветки, всех сигнальных ламп, возможных символов на жидкокристаллических экранах и тест приборов (стрелки будут ходить через всю шкалу в оба конца).
  4. Повторно нажать клавишу и отпустить. Второе нажатие выводит на экран, расположенный под спидометром, версию программного обеспечения комбинации приборов (надпись вида Uer х. х).
  5. Произвести еще одно нажатие на клавишу, после которого на экран будут выведены имеющиеся в памяти ошибки.


Комбинация приборов ВАЗ 2115, клавиша расположена в правой части спидометра

Водитель может делать самодиагностику на электромеханической панели и блоке управления «Январь-4» по следующей последовательности:

  1. Выключить зажигание.
  2. Открыть крышку диагностического разъема, расположенную на центральной консоли.
  3. Соединить контакт В с минусовой клеммой аккумулятора (с кузовом). Для этого подходит контакт А, подключенный к картеру двигателя.
  4. Включить зажигание. Лампа «Check Engine» вспышками выдаст код 12, который означает начало диагностики. Подача световых сигналов выглядит следующим образом — длинная вспышка, затем пауза (около 2 секунд), две короткие вспышки, длинная пауза (около 3 секунд). Подача сигнала 12 выполняется три раза. Если сигнал не подается, значит система диагностики неактивна или неисправна. После этого лампа «Check Engine» будет вспышками перечислять ошибки, имеющиеся в памяти. Каждый код повторяется по три раза. Если в памяти ошибок нет, то будет продолжаться передача кода 12.

Для чтения ошибок контроллеров применяется специальный адаптер K-Line, который при помощи коннектора подключается к диагностическому разъему. Этот разъем располагается на центральной консоли за пластиковой заглушкой (ниже прикуривателя и пепельницы). На адаптере имеется шнур с разъемом USB на конце, который подключается к любому ноутбуку. На устройстве должна быть установлена специальная программа для чтения и сброса ошибок (OpenDiagFree версии 1.4 или 1.6).

Процедура считывания ошибок довольно простая, необходимо:

  1. Проверить уровень технологических жидкостей.
  2. Открыть крышку разъема и включить зажигание.
  3. Подключить адаптер или сканер к гнезду диагностики.
  4. Запустить программное обеспечение на ноутбуке.
  5. Просмотреть имеющиеся ошибки в диалоговом окне программы.
  6. Расшифровать коды при помощи интерфейса программы или таблицы расшифровки.
  7. Устранить причины неисправностей и провести повторную диагностику.
Источники

  • https://mobile-dvr.ru/rashodniki/kakoi-dvigatel-stoit-na-vaz-2115.html
  • https://remont-kwartirr.ru/shema-vaz-2115.html
  • https://auto-tunes.ru/brendy-avto/dvigatel-vaz-2115.html
  • https://avtika.ru/printsip-raboty-dvigatelya-vaz-2115-inzhektor-8-klapanov/
  • https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2115/9107-dvigatel-vaz-2115-teh-harakteristiki-ustrojstvo.html
  • https://vestaz.ru/resurs-dvigatelya-vaz-2115-inzhektor-8-klapanov/
  • https://MotorList.ru/nepoladki/ustrojstvo-inzhektora-vaz-2115.html
  • https://ServizNaBis.ru/sovety/dvigatel-na-vaz-2115.html

[свернуть]

Комментирование закрыто