Меню

Обслуживание авто

Чем и как смазывать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись

Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда из-за окисления клемм на АКБ возникают сложности с пуском двигателя или «просадка» напряжения бортовой сети. Проблема выглядит как белесый налет или белые кристаллические хлопья вокруг аккумуляторной клеммы или сразу обеих. Очистить клеммы не сложно, но в первую очередь необходимо разобраться в причинах окисления.

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Причины связаны с химическими процессами, которые ведут за собой постепенное разрушение поверхностей металлических частей АКБ.

Окисление как естественное явление

Фактически все материалы при воздействии на них кислорода подвержены оксидирования. Клеммы аккумуляторных батарей изготавливаются из свинца, который неспособен длительно противостоять агрессивному воздействию, и быстро изменяются. Однако есть материалы и более слабые, например, медь.

Свинец еще не подвергшейся оксидированию имеет блестящую поверхность, что можно наблюдать вовремя очистки. Но естественный процесс начинается уже через несколько минут, образуя на поверхности металла тонкую темную пленку. Такие изменения не несут какой-либо опасности для контактов и самой батареи в целом. Кроме этого полностью защитить не способны даже самые густые смазки.

Разрушение от воздействия кислоты

Нередко автолюбителям приходится наблюдать белый налет непосредственно на клеммах. Подобный процесс провоцирует кислота. Если аккумуляторы обслуживаемые, то они имеют те или иные технологические отверстия. Это необходимо для доливки электролита, контроля его уровни, а также вывода паров.

Белый налет представляет собой хлорид свинца. Это агрессивное химическое соединение способное разрушить контакты за пару месяцев. В результате поврежденные части восстановлению уже не подлежат.

При наличии нормальной герметичности, частицы кислоты не выходят наружу. Однако газоотвод не герметичен всегда. Поэтому при эксплуатации автомобиля наблюдается незначительный выброс паров электролита. Такое может происходить как зимой, так и летом. Особо опасным считается его закипание. Причинами этого является:

  • перегрев аккумулятора из-за отсутствия естественного охлаждения, особенно летом;
  • замыкание внутренних частей АКБ;
  • разрушение свинцовых пластин;
  • нарушение процедуры зарядки (повреждение или замыкание отвечающего реле).

Отличным решением проблемы является использование газоотводной трубки. Однако необходимо продумать ее размещение, чтобы не было негативного воздействия паров на другие части автомобили.

Солевое воздействие

Такое разрушение обычно связано с калием и натрием. Если быть точным, то с их солями, а именно противогололедной земляно-соляной смеси, которые используются в зимнее время на дорогах. Их состав, как правило неизвестен широкому обывателя. Но сочетание этих двух веществ отлично справляется с обледенением практически в любом регионе.

Читайте также:  Что делать, если не работает печка ваз 2110 - диагностика своими руками

После обработки дороги гремучая смесь с солями, водой и другими агрессивными веществами, которые задерживаются на асфальтном покрытие, начинает оседать на многие узлы автомобиля, в том числе и клеммы АКБ. В конечном итоге такое воздействие не способно разрушить металлические части самого аккумулятора, но это обязательно негативно скажется на контактной зоне.

Чем можно очистить клеммы быстро и эффективно

Для того чтобы определить требуется ли наносить защитные смазки на аккумуляторные клеммы, можно провести простой тест. На 200 мл обычный воды добавляют 2 ст. л. пищевой соды. Полученную смесь в небольшом количестве наносят на обрабатываемую поверхность. При наличии окисления начинается химическая реакция с выделением тепла и специфическим шипением. Это верный сигнал к тому, что необходимо провести профилактические мероприятия.

Если аккумулятор уже эксплуатировался определенное время, то контакты необходимо предварительно обработать. Для этого подойдет несколько проверенных способов и средств:

  1. Раствор соды. Для его приготовления понадобится 250-300 мл дистиллированной воды обязательно в теплом виде и 2 ст. л. питьевой соды, которые тщательно растворяют и наносят на проблемную зону. Такая предварительная обработка поможет длительное время избежать белого налета. Раствор соды помогает лишь в том случае если загрязнения несерьезные.
  2. Наждачная бумага. Обработка ей достаточно популярна среди автомобилистов. Стоит выбрать мелкозернистую наждачку, которая не будет оставлять частиц абразивного материала.
  3. Щетки со щетиной из металла. Таким устройством удобно очищать аккумуляторные клеммы даже при сильном загрязнении. Существуют специальные щетки и ершики. Их можно разместить в патроне дрели и провести более качественную обработку.
  4. Войлок. Отлично подходит для устранения незначительных продуктов загрязнения. Очень часто водители используют войлок для изготовления шайб. Их предварительно пропитывают той или иной смазкой, и размещаю под контакты.
Юрий Мягченков
Юрий Мягченков
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 11 лет.
Рекомендую периодически протирать крышку аккумулятора от загрязнения. Для этого подойдет средство для очистки двигателя. Ей же можно обработать непосредственно весь корпус батареи.

В более серьезных случаях потребуется специальное высокоэффективное средство и инструменты. Они помогут сэкономить время и силы на удаление окислов. Если очистка проводится при помощи электроинструментов, следует делать это без излишнего нажима и при оборотах не менее 15000 в минуту.

Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись

Длительное время для защиты соединения на аккумуляторе использовался Литол и Солидол. Эти смазки относятся к токонепроводящим. Огромным недостатком этих средств является то, что из-за температурного расширения контактов они постепенно проникают в бесконтактную зону. Тем самым нарушается электропроводимость.

Читайте также:  Лада Калина - замена подшипника передней ступицы. Как поменять переднюю ступицу в машине

Кроме этого из-за перепада температур смазки постепенно изменяют свои свойства и твердеют. Поэтому их необходимо менять как минимум два раза в год. На современном этапе можно использовать более качественные продукты. Однако к их выбору нужно подходить обдуманно.

Силиконовая смазка

Является наиболее популярной для обработки электрических соединений. При выборе рекомендовано обратить внимание на ее состав. В описании должны отсутствовать токопроводящие присадки. Средство непросто задерживает воздействия агрессивных сред, но и обладает отталкивающим действием.

Наносить силиконовый состав необходимо на заранее необработанные поверхности. После этого проводят полное механическое соединение необходимых деталей. Несмотря на положительные свойства у силиконовой смазки есть главный недостаток, это относительная текучесть. Тем самым из-за длительной эксплуатации она начинает устраняться. Поэтому необходимо периодически проводить осмотр и наносить новые порции средства.

Медная смазка

Такие средства достаточно долговечные. Они обладают рядом положительных свойств:

  • хорошая вязкость;
  • легко проводит электрический ток;
  • оказывает защиту от прогара, коррозии и влаги;
  • выдерживает как очень низкие, так и высокие температуры.

Сегодня существуют специальные средства на основе меди для электрических контактов. Форма выпуска может быть в виде спрея или мази. Их свойства несколько отличаются, но отлично подойдут для обработки АКБ оба варианта.

Графитные смазки

В их составе имеются минеральные масла. В смеси с порошком графита они хорошо отталкивает влагу и защищают металлические части от коррозии. Температурный режим работы колеблется от минус 20, до плюс 70 градусов. Но на сегодняшний момент разработаны дорогостоящие высокотемпературные варианты. Поэтому их рекомендуют использовать в южных регионах.

Сам по себе графит отлично проводит электричество. В связи, с чем смазку можно наносить непосредственно вовнутрь контактного соединения. Это абсолютно не повлияет на качество прохождение тока, как обычно бывает с другими средствами.

Тефлоновые смазки

Очень часто их рекомендуют даже опытные автомобилисты. Это связано с тем, что в составе тефлоновых соединений всегда находится силикон.

Однако у этого средства имеется существенный недостаток. Их принято относить к группе так называемых жидких ключей. После нанесения на любые соединения они достаточно легко проникают в замкнутые участки. Это недопустимо и из-за того, что Тефлон обладает определенным диэлектрическим свойством.  Поэтому для обработки клемм их лучше не использовать.

Доводилось ли вам сталкиваться с окислением клемм
Да
50%
Нет
50%
Проголосовало: 2

Новые типы смазок

Чем использовать сомнительные составы материалов, лучшим обратить внимание на передовые технологии. Сегодня разработчики создали специальные средства, которые реально помогают защитить различные узлы автомобиля. Конечно они более дорогостоящие в связи, с чем не всем доступны.

Читайте также:  ВАЗ 2110: датчик охлаждающей жидкости - меняем своими руками

Без потери проведения электричества, можно использовать следующее смазки:

  1. LIQUI MOLY. Представляет собой технический вазелин. Его улучшенные характеристики помогают надежно сохранять контактные поверхности и борются с окислами. Средство после нанесения окрашивает обрабатываемые участки в красный цвет, что может служить индикатором сохранения вещества.
  2. Molykote HSC Plus. Во время разработки данного средства, производители делали упор на противостояние низким, а самое главное крайне высоким температурам. Данная смазка способна выдержать нагревание вплоть до 1000 градусов. Кроме этого уникальный состав позволяет улучшить электропроводимость.
  3. VMPAuto MC1710. Данный материал выпускается в виде спрея, имеет синий цвет. Отлично покрывает клеммы аккумулятора. После нанесения рекомендуется немного прижать средство. Спрей VMPAuto MC1710 пластичен и длительное время удерживается на обработанных участках.
  4. Циатим. Это средство российского производителя. Она значительно отличается по стоимости, поэтому более доступно широкому потребителю. Однако его свойства приближенны к Литолу.

Процесс нанесения

Важным моментом является механическое очищение обрабатываемых участков (см. выше). Кроме этого необходимо убедиться в целостности аккумуляторной батареи. Также следует устранить по возможности причины возникновения проблемы. Например, установить газоотводную трубку для отведения агрессивных паров.

После очищения можно нанести тонким слоем защитную смазку. Допускается обработка непосредственно самих клемм и потом произвести обжим. Но такой способ зависит от используемого материала. После механической обработки этого можно не делать, а нанести защитное средство непосредственно сверху соединений.

Как уберечь клеммы

Чтобы окисление не застало врасплох в самый неподходящий момент, следует проводить простые профилактические мероприятия. Они будут заключаться в следующем:

  • обязателен внешний осмотр аккумуляторных батарей хотя бы один раз в месяц;
  • протирать сухой ветошью АКБ 2-3 раза в месяц, в жаркое время года несколько чаще;
  • ежемесячно производить контроль наличия электролита;
  • в случае обнаружения белого налета обязательно провести его удаление и проверить герметичность аккумулятора;
  • поздней осенью проверять процесс нагревания клемм при запуске двигателя.

Окисление достаточно часто дает о себе знать именно зимой. Фактически каждый четвертый случай отказа запуска двигателя связан с состоянием клемм аккумулятора.

Аккумуляторную батарею, безусловно, необходимо защищать от вредного воздействия кислорода и паров электролита. Это не только положительно скажется на работе, но и продлить срок его службы. Состав смазки должен быть токопроводящим, влагостойким и длительно не терять свои свойства в процессе эксплуатации автомобиля. Позаботиться об обработки клемм необходимо заблаговременно и не ждать пока будет появляться белый налет.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных