Меню

Электрика, датчики

Датчик холостого хода: как это работает

Датчик холостого хода: как это работает

Содержание:

Общие понятия

Одна из самых распространенных проблем, не позволяющих полноценно управлять автомобилем — датчик холостого хода ВАЗ 2110 и его модификации. Хотя это устройство имеет у водителей название «датчик», его все равно правильно называть регулятором холостого хода, сокращенно IAC, потому что все автомобильные датчики являются измерительным оборудованием и этот продукт служит для автоматической стабилизации и поддержания холостого хода путем подачи воздуха в двигатель ВАЗ 2110 с полностью закрытый дроссельный клапан.

Читайте также: Замена датчика холостого хода Лада Приора (ВАЗ Приора).

МАК — важная составляющая двигателя, играет немалую роль в стабильной и бесперебойной работе любого автомобиля ВАЗ.

Датчик холостого хода: как это работает

Регулятор холостого хода

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) — исполнительное устройство, а просто клапан, состоящий из электродвигателя, пружины, штока, на котором установлена ​​запорная игла (можно посмотреть на фото). Через него измеряется объем воздуха. То есть, когда акселератор ВАЗ 2110, 2112 полностью закрыт и контроллер определяет, что необходимо увеличить обороты холостого хода, РХХ формирует команду на изменение положения иглы. Он перемещается, частично или полностью открывая впускное отверстие, через которое воздух обходит ускоритель и, таким образом, смешивается с топливом. В результате двигатель не останавливается.

Как распознать неисправный РХХ

Несмотря на то, что симптомы неисправности РХХ аналогичны неисправностям многих других элементов ТДВС, некоторые симптомы прямо указывают на неисправность датчика холостого хода. Подумайте, как провести диагностику самостоятельно и выявить неисправный регулятор.

Проверяем датчик своими руками

Датчик находится в корпусе дроссельной заслонки и для его снятия для осмотра достаточно открутить два винта.

Чтобы разобрать РХХ, необходимо отсоединить блок и открутить два винта.

Перед разборкой необходимо тщательно очистить место его крепления от пыли и грязи и снять минусовую клемму с АКБ. Но сначала проверьте это.

Смотрим схему подключения и проверяем датчик с помощью обычного мультиметра в следующей последовательности:

  1. Проверяем наличие питания на датчике. Для этого замеряем напряжение на двух крайних контактах блока, А и D. Включаем зажигание, кладем черный щуп мультиметра на массу двигателя, положительный щуп на контакты по очереди. Напряжение должно быть в пределах 12 вольт. Если он незначительный или отсутствует вовсе, ищут обрыв цепи или обвиняют весь электронный блок управления. Но сначала проверим напряжение на выводах 4 и 54 ЭБУ. Здесь, конечно, тоже должно быть 12 В.
  2. Переводим мультиметр в режим омметра и измеряем сопротивление между контактами AB и CD на самом датчике. Как видно из схемы, проверяем сопротивление обмотки шагового двигателя регулятора. Среди указанных контактов номинальное сопротивление составляет от 40 до 80 Ом, по заводскому номиналу — 53 Ом.
  3. Проверяем электродвигатель на замыкание обмоток. Для этого измерьте сопротивление на выводах AD и BC. Сопротивление должно стремиться к бесконечности, то есть между двумя обмотками не должно быть контакта. Если сопротивление есть, независимо от величины, делаем вывод, что обмотки закорочены. Об этом не позаботились, меняем датчик на новый.

Это не означает, что этот метод тестирования гарантирует 100% работоспособность датчика, мы проверили только его электрическую часть. Подвижность конического клапана и величина его хода имеют большое значение. И проверить это можно только на специальном стенде или с помощью специального тестера.

Проверка работы механической части датчика

Для проверки снимите датчик с дроссельной заслонки.

Однако, если электрическая часть в порядке, вы можете проверить механическую часть регулятора на глаз:

  1. Откручиваем датчик и снимаем с корпуса дроссельной заслонки.
  2. Подключаем клеммник к датчику.
  3. Включаем зажигание. При зажигании клапан должен двигаться вперед. Если этого не происходит, значит, шток перегорел или шаговый двигатель неисправен.
  4. Замеряем расстояние между корпусом датчика и коническим клапаном — номинал 24 мм.
  5. Измеряем расстояние штангенциркулем.

Если мы сняли датчик с автомобиля и электрическое испытание прошло успешно, но еще не достигли подвижности конического клапана, мы пытаемся очистить регулятор мягким тампоном, ватным тампоном и проникающей смазкой WD-40 или аэрозолем очиститель для карбюраторов. Удачи вам в работе и стабильного холостого хода в любую погоду!

Датчик холостого хода: как это работает

Обугленный датчик.

Датчик холостого хода: как это работает

Погрузите клапан в очиститель.

Датчик холостого хода: как это работает

Очистите датчик.

Методы диагностики РХХ

По правилам осмотр автомобиля МАК проводится на специальном стенде. Часто встречается только в крупных автомастерских. Обращаться к ним имеет смысл только в экстренных случаях, когда другими способами установить причину поломки не удалось. Обычно вы можете обнаружить, что деталь сломалась сама по себе.

Но для начала следует убедиться, что сломался именно этот элемент, так как аналогичные признаки могут возникнуть и при других поломках. Для этого нужно как можно быстрее разогнаться в машине. Желательно проводить испытания на большом свободном участке или на безлюдном участке дороги, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Если динамические характеристики автомобиля не изменились, то, скорее всего, сломался этот элемент. Если двигатель вышел из строя, чтобы тянуть и разгоняться, необходимо будет проверить не только регулятор холостого хода, но и диагностику двигателя. Такое поведение машины часто указывает на серьезную неисправность силовой установки или комбинацию неисправностей, включая отказ IAC.

Датчик холостого хода: как это работает

Также полезно узнать, есть ли на бортовике коды ошибок. Найденные ошибки можно расшифровать на специальных сайтах в Интернете. По ним можно понять, связана ли неисправность с МАК или нет.

Датчик холостого хода: как это работает

Диагностику датчика рекомендуется начинать с визуального осмотра. На нем часто можно увидеть нагар и другие отложения, поломку иглы и прочие элементы. Неисправная деталь не подлежит ремонту. Поэтому при обнаружении внешних дефектов его необходимо заменить. Нагар можно удалить с помощью очистителя карбюратора. Этим составом рекомендуется очистить весь дроссельный узел, так как, скорее всего, он тоже загрязнен.

Датчик холостого хода: как это работает

Если видимых повреждений не обнаружено, необходимо провести диагностику детали и проводки. Есть несколько способов сделать это.

Первый способ. Потребуется диагностический сканер и программное обеспечение для компьютера или ноутбука. Иногда встречаются приложения для смартфонов. Например, можно взять адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. Это устройство простое и недорогое. Найти эту программу обычно не составляет труда.

В меню рекомендуется установить положение датчика на 20 шагов больше текущего. Посмотрите, как работает клапан.

Второй способ. Бывает, что вышел из строя не сам регулятор, а повреждена проводка. Этот дефект приводит к неисправности детали. Чтобы найти проблему, нужно использовать мультиметр. Измерения производятся следующим образом:

Датчик холостого хода: как это работает
  • Заглушите двигатель;
  • Измерьте напряжение на отсоединенном разъеме. Будет 12 вольт. Если значение другое, в проводке есть разрыв. Его надо найти и удалить.
  • Установите на мультиметре значения 0-20 вольт;
  • Перевести измерительный прибор в режим вольтметра;
  • Снимаем разъем с детали;

Третий способ. Проверить pxx мультиметром. С помощью прибора, установленного на омметре, измерьте сопротивление детали. Установите тестер на 0-200 Ом. Сначала необходимо измерить сопротивление на выходах A и B, затем на C и D. Клемма должна быть отключена. Если IAC работает, на дисплее отображается 50–55 Ом. И сопротивление между A и C или B и D будет равно бесконечности. Если значения отличаются от указанных, деталь следует заменить.

Читайте также:  Датчик минимума Лада Калина: проверка, неисправность, замена
Датчик холостого хода: как это работает

Четвертый способ. Снимите датчик и дроссельную заслонку с их места. Когда вы включаете и выключаете зажигание, вы сможете вживую увидеть, как работает деталь. Метод позволяет выявить сбои в его работе, подозрительные шумы и звуки.

Датчик холостого хода: как это работает

Причины неисправности DHX бывают электрические и механические. Чаще всего деталь время от времени ломается или из-за низкого качества. На его продолжительность влияют регулярность технического обслуживания и эксплуатационные характеристики автомобиля. Датчик не подлежит ремонту. Можно только очистить его элементы от загрязнений. В остальных случаях решить проблему поможет только замена детали.



Признаки неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2110, 2107, 2109.

Датчик холостого хода — автомобильный блок, стабилизирующий обороты холостого хода двигателя. Помните, что регулятор холостого хода и датчик холостого хода — это одно и то же. В этом случае правильнее указать регулятор холостого хода (сокращенно IAC), так как все автомобильные датчики являются измерительными приборами. Если есть проблема с регулятором холостого хода, у вас могут быть проблемы с вождением. Это обсуждается далее в этой статье.

Место установки и принцип работы датчика холостого хода

На автомобилях семейства ВАЗ RCA располагается на дроссельном узле, точнее на его корпусе, рядом с механизмом положения дроссельной заслонки. Крепится двумя винтами. Регулятор холостого хода работает путем открытия / закрытия канала в обход дроссельной заслонки. При работающем двигателе датчик вращения коленчатого вала выдает информацию о вращении элемента (часто информация передается через специальные теги).

Контроллер, в свою очередь, принимает решение: открыть или закрыть вентиль. Он управляется различными алгоритмами и расчетами. Затем команды на датчик бездействия отправляются в контроллер. Поэтому из-за удлинения штока с иглой подача топлива в двигатель уменьшается или увеличивается.

Признаки неисправности датчика холостого хода

На неисправность клапана холостого хода могут указывать следующие симптомы:

  • Плохой запуск приводного агрегата даже при нажатии на педаль акселератора.
  • Двигатель внезапно останавливается на нейтрали.
  • Снижение оборотов двигателя после включения силовых приемников: магнитолы, отопителя, кондиционера или фар.
  • Во время прогрева автомобиля обороты двигателя не увеличиваются.
  • «Плавающий» двигатель на холостом ходу.

Следует помнить, что подобные симптомы могут быть вызваны другими устройствами, связанными с топливом (например, топливным фильтром или свечами зажигания). Поэтому перед заменой датчика холостого хода необходимо выполнить несколько сервисных диагностик.Другие важные детали. Только когда мы уверены, что регулятор холостого хода поврежден, мы можем приступить к замене датчика.

Диагностика работы датчика холостого хода, как сделать диагностику своими руками?

Чтобы проверить работоспособность клапана холостого хода, найдите сам механизм и вытяните из него полоску с резьбой. Если ваша машина оснащена двигателем ВАЗ объемом 1,6 литра, сначала открутите два болта крепления дроссельной заслонки и отодвиньте ее на 10 мм от торца ресивера.

Затем проверьте цепь датчика и посмотрите, приближается ли напряжение. Для этого используется обычный вольтметр. Для определения напряжения подключите отрицательную клемму к массе, а провода «A» и «D» необходимо подключить к электрическому кубу (чаще всего они отмечены на кубе). Затем включите зажигание и проверьте показания вольтметра. Если нет признаков тока, неисправна вся цепь или ЭБУ. Если напряжение на шкале меньше 12 вольт, аккумулятор, скорее всего, разряжен.

Если вольтметр показывает 12 вольт или больше, продолжайте эксперимент. Выключите зажигание и проверьте сам TCT. Подключите выводы тестера к контактам A, B, C, D. Общее сопротивление должно быть от 50 до 55 Ом. Затем измерьте сопротивление попарно.

Если преобразователь частоты работает нормально, сопротивление устройства будет бесконечным. Если датчик дает другие показания, он неисправен и подлежит замене. Однако, если значения верны, проблема, скорее всего, связана со свечами зажигания или другими компонентами автомобиля.

Признаки неисправности РХХ

К сожалению, ВАЗ 2110 DHX не оборудован системой самодиагностики, поэтому световой сигнал «ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ» не предупредит о неисправности. Падение ходовых качеств на ВАЗ 2110, 2112 определяется следующими основными характеристиками:

  • «свободное обращение» от минимума;
  • при запуске «холодного» двигателя ВАЗ 2110, 2112 повышенных оборотов нет;
  • глохнет двигатель, то есть после выключения трансмиссии во время движения.
  • двигатель без видимой причины «зависает» на холостом ходу;

Симптомы полностью совпадают с выходом из строя ДПДЗ ВАЗ 2110, но в случае этого датчика загорится индикатор «ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ».

Проверка работоспособности датчика холостого хода

неисправность необходимо идентифицировать вручную: самодиагностики нет. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110 расположен во впускном отверстии после клапана (дроссельной заслонке).

Датчик холостого хода: как это работает Датчик холостого хода: как это работает

Для начала проанализируем мультиметром электрическую часть:

  1. Распиновка ВАК ВАЗ 2110 изучается (есть в инструкции по эксплуатации или на сайте).
  2. Проверяют, нормально ли запитан датчик, значит он отключен, блок снят.
  3. Измеряются два крайних вывода блока A и D: Включено зажигание, мультиметр выставлен на «состав», черный щуп — на массу (на самом корпусе) ДВС, положительные (красные) контакты поочередно соприкасаются. Значение в пределах 12 В является нормальным. В противном случае цепь разорвана, компьютер сломан, батарея разряжена. Далее проверяем целостность (контакты, провода) ЭБУ (на выводах 4 и 54 норма тоже 12 В), АКБ. Если они в порядке, дело в вентиле;
  4. Устанавливаем мультиметр на вариант омметра, измеряем сопротивление обмоток электродвигателя. Необходимо узнать значения между выводами AB, CD, касаемся их щупами. Оно должно быть 40–80 или даже — 53 Ом.
  5. Не меняя режим мультиметра, наблюдаем, есть ли короткое замыкание на той же части РХХ: теперь тестируемые клеммы AD, BC, касаемся их щупами. Если значение стремится к бесконечности, это нормально: обмотки не должны соприкасаться. Если сопротивление обнаружено, что бы ни случилось, значит, произошло короткое замыкание. Датчик в таком состоянии ремонтировать непрактично, часто просто технически невозможно — проще купить новый.
Датчик холостого хода: как это работает Датчик холостого хода: как это работает

Роль устройства

На инжекторных двигателях, устанавливаемых на ВАЗ 2110, регулятор ХХ служит для контроля стабильной работы силового агрегата. Вряд ли вас приятно удивит ситуация, когда обороты холостого хода начинают колебаться и то и дело машина глохнет.

Некоторые не знают еще одной очень важной роли датчика холостого хода — нагрев силового агрегата при низкой температуре воздуха.

Принято считать, что прогрев двигателя при наличии инжектора не требуется. Мнение ошибочное. Не перегружайте двигатель, но сначала дайте ему поработать, не увеличивая обороты. Это положительно скажется на надежности и долговечности двигателя.

Как снять РХХ

Если есть какие-либо признаки внутренней неисправности IAC, ее необходимо удалить (в первую очередь для проверки). На ВАЗ 2110 этот датчик небольших размеров (легко умещается в ладони) расположен в посадочном месте на корпусе дроссельного узла (это видно на фото).

Датчик холостого хода: как это работает

Снятие регулятора холостого хода

При необходимости его легко разобрать: он фиксируется всего двумя винтами. В крайне редких случаях необходимо снимать дроссельную заслонку ВАЗ 2110 целиком.

Разборка производится в следующей последовательности:

  1. ВАЗ 2110 ставится на ручник;
  2. Отсоединена отрицательная клемма аккумуляторной батареи;
  3. Отсоедините проводку, подключенную к РХХ;
  4. Стык датчика с корпусом дроссельной заслонки должен быть чистым, чтобы в отверстие не попала грязь и ржавчина;
  5. Откручиваем винты крепления датчика холостого хода ВАЗ 2110.

Как самостоятельно отремонтировать датчик холостого хода?

Процедура ремонта устройства состоит из разборки регулятора и его очистки. Для этого вам понадобится WD-40 или очиститель карбюраторного двигателя.

Последовательность действий при ремонте датчика

Алгоритм действий при ремонте:

  1. ВАЗ 2110 ставится на ровную поверхность, чтобы исключить произвольное катание. Рычаг стояночного тормоза поднят.
  2. Подкапотное пространство автомобиля открывается. Отрицательный вывод отсоединен от вывода аккумулятора, это позволит избежать короткого замыкания во время работы.
  3. Сам регулятор расположен на корпусе дроссельного узла. От него нужно отсоединить пластиковую защелку и отсоединить разъем с проводкой.
  4. Приобретите WD-40 или очиститель карбюратора. С помощью жидкости очищаются все каналы, для этого струя направляется прямо в них. Можно использовать ватный диск, обработанный моющим средством. Для лучшего эффекта рекомендуется немного подождать после нанесения продукта.
  5. С помощью отвертки Phillips ослабьте два винта, которыми крепится контроллер. Устройство удалено. Иногда бывает сложно разобрать, потому что затвор, который находится рядом со ствольной коробкой, может выпасть при его откручивании. Поэтому желательно сначала открутить левый винт, а затем приступить к откручиванию правого. При отсутствии креплений, характерных для некоторых моделей ВАЗ 2110, дроссельное устройство полностью разбирается.
  6. Коническая игла и пружина регулятора очищаются от грязи и копоти. Чистке также подлежит отверстие устройства, расположенное на дроссельном механизме. После чистки нужно просушить прибор и переустановить его.
  7. При дальнейшей установке рекомендуется очистить воздуховод на ускорителе от грязи.
  8. Регулятор установлен на место. Двигатель запускается и проверяется работа контроллера. Если проблема не исчезнет после очистки, устройство необходимо заменить.
Читайте также:  Установка Starline A91 на Ладу Гранту

Причины поломки. Проверка узла

Причины неисправности регулятора ХХ — перебои в намотке мотора и игольчатого клина из-за грязи или коррозии. Но «виновником» минимального отсутствия датчика оказывается не всегда. Поэтому перед снятием и проверкой датчика проверьте цепь его питания.

Мультиметр требуется для всех проверок. Схема питания проверяется прибором в режиме «вольтметр». Диагностика проста: отключаем колодку с проводами от регулятора, отрицательный щуп мультиметра подключаем к массе и подключаем положительный щуп к клеммам, обозначенным буквами «А» и «D». При включенном зажигании снимаем замеры. При исправной цепи показания должны соответствовать номинальному напряжению цепи. Если напряжение отсутствует, проверьте ЭБУ и реле, отвечающие за питание датчика.

Для удобства проверки самого датчика снимаем его с автомобиля. Для этого потребуется только отвертка. Чтобы удалить деталь, необходимо:

  1. Отключите бортовое питание (снимите клемму с АКБ).
  2. Найдите регулятор (установлен на дроссельном узле).
  3. Отсоедините проводку (предварительно нажав на защелку).
  4. Откручиваем два крепежных винта;
  5. Снимите регулятор.

Элемент проверяется тем же мультиметром, но переведен в режим «омметр». Датчики сначала подключаются к клеммам «A» и «B», затем — «C» и «D». При таком замере показания составляют 50-55 Ом. Затем подключаем щупы к клеммам «A» и «C», затем к «B» и «D». В этом тесте омметр показывает бесконечность.

Если показания совпадают, внутри датчика нет обрыва и его неисправность связана с заклиниванием иглы.

Существует альтернативный метод испытаний, не требующий использования измерительных приборов. Эта проверка выполняется просто:

  1. Снимаем датчик с машины.
  2. Подключаем к нему блок с проводами.
  3. Запитываем бортовую сеть (подключаем аккумулятор).
  4. Держа регулятор в руке, приложите к нему палец.
  5. Просим кого-нибудь запустить двигатель.

Если элемент подлежит ремонту, то в момент включения игла будет двигаться, что будет хорошо ощущаться пальцем.

Заклинивание иглы устраняется промывкой. Для этих целей используется WD-40 или спрей для очистки карбюратора. Этими инструментами мы работаем с иглой и пружиной. Далее сушим датчик и проверяем его работоспособность.

Если в регуляторе обнаружен обрыв обмотки или стирка не принесла результата, меняем деталь.

Проверка работы механической части датчика

Для проверки снимите датчик с дроссельной заслонки.

Однако, если электрическая часть в порядке, вы можете проверить механическую часть регулятора на глаз:

  1. Откручиваем датчик и снимаем с корпуса дроссельной заслонки.
  2. Подключаем клеммник к датчику.
  3. Включаем зажигание. При зажигании клапан должен двигаться вперед. Если этого не происходит, значит, шток перегорел или шаговый двигатель неисправен.
  4. Замеряем расстояние между корпусом датчика и коническим клапаном — номинал 24 мм.
    Измеряем расстояние штангенциркулем.

Если мы сняли датчик с автомобиля и электрическое испытание прошло успешно, но еще не достигли подвижности конического клапана, мы пытаемся очистить регулятор мягким тампоном, ватным тампоном и проникающей смазкой WD-40 или аэрозолем очиститель для карбюраторов. Удачи вам в работе и стабильного холостого хода в любую погоду!

Где находится Регулятор холостого хода (рхх)?

Датчик холостого хода расположен на корпусе дроссельной заслонки. Датчик холостого хода расположен рядом с датчиком положения дроссельной заслонки. DXX фиксируется двумя винтами. Также бывает, что датчик настроен на краску.

Принцип работы датчика холостого хода (рхх)

К тому времени, когда мы включаем зажигание, тяга холостого хода полностью выдвигается и садится в специальное калибровочное отверстие в дроссельной заслонке. Далее датчик считает шаги и возвращает клапан в исходное положение. Положение оригинальной клапана зависит от прошивки: например 5.1 января — 120 проходит на горячем двигателе, Bosch — около 50 проходит на горячем двигателе.

Когда двигатель прогрет, на момент регулировки датчик примерно 30-50 шагов. При увеличении или уменьшении шагов объем воздуха, проходящего через калибровочное отверстие, непрерывно изменяется. Также, если аукцион продлен, шаги увеличиваются и наоборот. Бег — 250 шагов.

При покупке датчика холостого хода для ВАЗ расстояние от головки шатуна до фланца не должно быть более 23 мм. Тщательно измерьте длину выступающей головки.

В двигатель поступает определенное количество воздуха, необходимого для нормальной работы двигателя, регулируя таким образом обороты холостого хода.

Поступающий воздух анализируется измерителем массового расхода воздуха (MAF), и в зависимости от его количества контроллер подает в двигатель необходимое количество бензина через топливные форсунки. По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер контролирует обороты двигателя и управляет регулятором холостого хода. Так происходит подача необходимого количества воздуха.

Когда двигатель холодный, контроллер увеличивает скорость за счет датчика холостого хода (pxx) и увеличивает частоту вращения двигателя при прогреве. Этот режим позволяет сразу начать движение без разогрева.

Рекомендуется установить датчик холостого хода группы «омега» с номером 21112-114830. Хорош тоже МАК 2112-1148300-04 КЗТА. Стоит отметить, что при покупке необходимо обращать внимание на отметку конца 04. Датчики выпускаются с отметкой 01 02 03 04, поэтому смотрите этикетку старого датчика и берите такой же. Если поставить, например, датчик с маркировкой 04 вместо 01, датчик работать не будет. Допускается следующая замена: с 01 на 03, с 02 на 04 и наоборот.

Признаки неисправности датчика холостого хода (рхх)

К сожалению, контроллер холостого хода не оборудован системой самодиагностики, поэтому ни бортовой компьютер (bk), ни включенный контроль возраста нам не скажут. Но если возникают следующие проблемы, вам необходимо проверить датчик (как проверить IAC?), Почистить его (как почистить IAC?), Отремонтировать (как исправить IAC?) Или заменить (как заменить IAC?) датчик?) В случае неисправности.

  1. Вылетает до минимума.
  2. Плавающий до минимума.
  3. При запуске холодного двигателя обороты не увеличиваются.
  4. Он останавливается, когда коробка передач вынимается из коробки.

В принципе, все симптомы смерти от IAC аналогичны симптомам PDDD. Но разница в том, что при выходе из строя ДПС бортовой компьютер выдаст ошибку или включится контроль возраста.

Какое же решение в этом случае необходимо принять?

Некоторые видят решение проблемы в том, что прибор просто нужно поменять. Но замена контроллера минимальной ВАЗ 22110 не всегда приводит к ожидаемому результату. Это возможно, если виновата совсем другая причина. Его можно спрятать в свечах зажигания и топливном фильтре.

Проверка начинается с демонтажа крепежа, фиксирующего дроссельный узел. После того, как застежки ослаблены, его немного смещают в сторону. Необходимо посмотреть, есть ли напряжение на датчике. Если да, то каковы его показатели. А для этого придется использовать вольтметр. «Минусовая» клемма аккумулятора заземляется, и прибор подключается к клеммам с маркировкой «A» и «D».

Некоторые выводы можно сделать в зависимости от результатов измерений. Если стрелка показывает на шкале менее 12 В, это, скорее всего, указывает на разряд аккумулятора. Также может случиться так, что стрелка прибора вообще не отклоняется. Это указывает на обрыв цепи. Вы должны найти это место.

Читайте также:  Штатная сигнализация Лада Калина: руководство по установке

Устройство может показывать напряжение выше 12 В. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема кроется в сопротивлении регулятора. Для его измерения вам понадобится тестер. Нормальные показания характеризуются значениями 50 или 55 Ом. Кроме того, проверка выполняется попарно. Показатели сопротивления должны быть бесконечно большими. Если измерение дает другой результат, это свидетельствует о необходимости замены датчика холостого хода.

Принцип работы РХХ ВАЗ-2110

Рассмотрим принцип работы регулятора ХХ. Этот элемент входит в конструкцию блока дроссельной заслонки, измеряющего воздух, поступающий в цилиндры.

Датчик холостого хода: как это работает

Когда педаль акселератора отпускается, блокиратор дроссельной заслонки закрывает основной канал забора воздуха. Для обеспечения работы двигателя в таком положении амортизатора в корпусе дроссельной заслонки выполнен дополнительный канал малого сечения, по которому воздух подается в цилиндры, минуя амортизатор.
Регулятор холостого хода предназначен для изменения сечения дополнительного канала, что позволяет ЭБУ поддерживать скорость независимо от условий.

Датчик холостого хода: как это работает

Работает все так: при закрытии дроссельной заслонки регулятор ХХ немного приоткрывает байпасный канал. Измеритель массового расхода воздуха определяет количество воздуха, прошедшего через дополнительный воздуховод. Основываясь на этой информации, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива. По данным других датчиков блок управления определяет частоту вращения коленчатого вала и, если они не соответствуют норме, отправляет импульс на РХХ для стабилизации работы двигателя путем изменения сечения канала.

Как проверить датчик?

Если у вас есть тестер, легко проверить:

  1. Установить ВАЗ 2110 на ручник;
  2. Отсоедините разъем IAC для проверки;
  3. Проверить напряжение цепи датчика ВАЗ 2110, 2112, подключив при этом «минус» к двигателю, «плюс» — к снятой колодке, а именно к клеммам A: D (отмечены на колодке, схемы можно увидеть);
  4. Включается зажигание и проверяются показания регулятора холостого хода, которые должны быть около 12 В. Значение будет ниже — скорее всего, аккумулятор разряжен. При отсутствии напряжения необходимо проверить всю цепь, а значит, и электронный блок управления. Неисправностей нет, значит схема в порядке: на двигатели ВАЗ 2112 устанавливается РХХ, проверяются другие изменения;
  5. К колодке подключаются клеммы тестера, схема следующая: сначала к клеммам A: B, затем к C: D. Сопротивление должно быть в пределах 53 Ом;
  6. Далее проверяются пары A: C, B: D — в этом случае сопротивление на ремонтируемом изделии будет бесконечно большим.
Датчик холостого хода: как это работает

Схема IAC

Если после этих проверок датчик неисправен, его необходимо заменить. Также нерабочее состояние этих датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в отвинченном положении, можно проверить, подключив к ним колодку, после чего нужно включить зажигание.

На рабочем объекте при включении питания стержень с иглой изменит положение. При неисправном датчике изменений не произойдет. Если обнаружена неисправность в регуляторе холостого хода, конечно, ее необходимо устранить. Но не стоит спешить в автосервис — ремонт можно провести самостоятельно, сэкономив время и деньги. И сначала вообще стоит очистить РХХ, часто после того, как они «оживают».

Выбираем регулятор на замену

На ВАЗ-2110 как с 8-ми клапанными, так и с 16-клапанными инжекторными двигателями используется датчик с каталожным номером 2112-1148300. Кроме того, в конце маркировки стоит префикс, состоящий из двух цифр, например 01, 02, 03, 04. Этот индекс указывает на производителя регулятора (01 и 03 — «Пегас», 02 и 04 — КЗТА).

При выборе регулятора на замену обратите внимание на два нюанса — герметичность и высоту выступа иглы над корпусом. В заводских запчастях используется красный уплотнитель, в подделках — резиновый элемент черного цвета. Высота выступа иглы над корпусом — 23 мм.

Датчик холостого хода: как это работает

Перед установкой нового регулятора рекомендуется покрыть уплотнительное кольцо тонким слоем моторного масла, чтобы обеспечить идеальное уплотнение детали в седле и исключить возможность попадания воздуха.

Пошаговый порядок проведения замены

Процедура замены проводится практически так же, как и чистка устройства, но есть некоторые нюансы:

  1. Аккумулятор отключен, чтобы избежать короткого замыкания в проводке.
  2. Вилка с электрической цепью отсоединена от регулятора. Если в автомобиле установлен инжекторный блок питания, то для отключения разъема нажмите на пластиковый держатель.
  3. Болты откручены. Что касается чистки, сначала открутите левый, а затем правый фиксатор. Вышедший из строя регулирующий прибор демонтируется.
  4. Также очищается поверхность, на которой устанавливается уплотнительный элемент. Последний проверяется на наличие дефектов: царапины, трещины и т.д. При наличии уплотнительная резина заменяется на новую. Перед установкой прокладка обрабатывается моторной жидкостью, после чего устанавливается на седло дроссельной заслонки.
  5. Контроллер установлен, для его питания подключен разъем с проводами. К аккумулятору подключается провод.
  6. После установки выполняется процедура калибровки. Модуль микропроцессора должен делать это сам, для этого используется электронное реле. Для калибровки нового датчика зажигание включается на несколько минут, а затем выключается. Если выполненные действия помогли, и обороты больше не плавают, а остаются на прежнем уровне, то процедуру замены можно считать завершенной.

Что нужно знать при замене РХХ?

Чтобы поменять и установить контроллер, позволяющий регулировать холостой ход, нужно обратить внимание на положение штока. Нельзя допускать, чтобы его сильно толкали вперед. Это может произойти, если перед установкой прибор подключить к разъему и включить зажигание. Запрещается вставлять шток вручную.

Замена клапана с выдвинутой иглой и затягивание установочных винтов может повредить устройство, порезав червячную передачу. Этот датчик не подлежит ремонту. В зависимости от модели автомобиля после установки нового регулятора может потребоваться его калибровка. В некоторых автомобилях эту процедуру проводят с помощью специального оборудования или подставки.

На автомобилях ВАЗ калибровка проводится следующим образом:

  1. Одна клемма подключена к отрицательному выводу аккумуляторной батареи.
  2. Ключ в замке поворачивается, чтобы включить зажигание на десять секунд. Необязательно заводить силовой агрегат.
  3. Зажигание выключено.

Чистка РХХ

Любой неработающий датчик холостого хода ВАЗ 2110 рекомендуется промыть и почистить, чтобы убедиться в его неисправности. Процесс очень простой, он не займет много времени. Для работы необходимы: очиститель карбюратора WD-40. Выполняются следующие шаги:

  1. Снимается блок с датчика;
  2. Любую из перечисленных чистящих жидкостей наносите на обычный ватный тампон и обращайтесь с контактами осторожно;
  3. Открутите винты, которыми крепится датчик холостого хода;
  4. Снимаем РХХ с сиденья;
  5. Осмотрите датчик холостого хода. Если обнаружена черная грязь, масло, то, кроме РХХ, следует прочистить весь дроссельный узел. В противном случае распылите WD-40 или очиститель на пружинную иглу для очистки. Просушите датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112;
  6. Перед установкой замерьте расстояние между корпусом датчика холостого хода и его иглой, которое на рабочем регуляторе составляет 23 мм.

Когда ВАЗ МАК 10-го семейства не работал в штатном режиме, иглы направляющих изнашивались, нить внутри корпуса порвалась. В этих случаях необходимо заменить регулятор холостого хода.

На ВАЗ 2110 датчик холостого хода монтируется в порядке, обратном разборке.

Отличия подделки от оригинала

К сожалению, сегодня на автомобильном рынке можно найти много контрафактной продукции. Отличить оригинал от подделки можно по ряду критериев.

Датчик холостого хода: как это работает

Поддельные товары обладают следующими характеристиками:

Подделка Оригинал
  1. черный металлический корпус короче ровно на 1 мм;
  2. на корпусе есть три белые заклепки. У них нет капюшонов
  3. пружина белого цвета
  4. цвет кольца регулятора черный
  5. кончик имеет более темные оттенки
  6. в  желтая наклейка обрамлена
  1. на корпусе есть три белые заклепки. У них есть капюшоны
  2. пружина черного цвета
  3. кольцо регулятора красноватого оттенка
  4. кончик имеет более светлые оттенки

Если проявить предельную осторожность, обнаружить подделку несложно.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных