Меню

Разное

ЭБУ – электронный блок управления двигателем – что это и как работает

(Last Updated On: )

Содержание:

Принцип работы ЭБУ

Топливо сгорает полнее и эффективнее только в определенной пропорции с воздухом. Если топлива больше, чем воздуха (обогащенная смесь), он не сгорает полностью, что приводит к увеличению расхода топлива. Кроме того, остатки несгоревшего топлива образуют сажу, которая смешивается с маслом и оседает на клапанах и поршневых кольцах, снижая компрессию двигателя и сокращая ресурс двигателя. Если топлива меньше, чем воздуха (бедная смесь), он горит не плавно, а взрывно (детонация), в результате чего образуются микротрещины в поршне, шатуне и головке блока цилиндров (ГБЦ.

Как работает ЭБУ автомобильного двигателя

При разных режимах работы двигателя необходимо менять оптимальное соотношение топливовоздушной смеси. Во время резкого ускорения или работы с большими нагрузками увеличьте количество топлива (богатая смесь), чтобы избежать ударов и увеличить крутящий момент. Когда двигатель работает на холостом ходу или в режиме малой мощности, необходимо уменьшить количество топлива (бедная смесь), чтобы избежать неполного сгорания и чрезмерного расхода топлива.

ЭБУ получает информацию от различных датчиков, тем самым определяя режим работы двигателя, скорость и нагрузку на него. Датчик массового расхода воздуха (MAF) предоставляет необработанные данные, необходимые для расчета количества топлива. Ведь количество необходимого топлива зависит от количества воздуха, попавшего в цилиндры. Датчик температуры позволяет прогнозировать, как будет гореть топливо, поскольку скорость горения топливовоздушной смеси в холодном и горячем двигателе разная. Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) показывает, чего водитель ожидает от двигателя. Чем сильнее нажимается педаль акселератора, чем шире открывается дроссельная заслонка, тем больше воздуха поступает в цилиндры, а значит, крутящий момент коленчатого вала увеличивается.

Современный ЭБУ рассчитывает количество топлива не только для каждого такта двигателя, но и отдельно для каждого цилиндра. Это позволяет сделать двигатель более устойчивым и получить максимальное соотношение топлива к мощности. После получения информации от всех датчиков ЭБУ рассчитывает количество топлива для каждого цилиндра. По сигналу датчиков положения коленчатого вала (ДПКВ) и распределительного вала (ДПРВ) ЭБУ определяет время впрыска топлива в каждый цилиндр. Затем контроллер по сигналу ДПКВ определяет время создания искры зажигания в каждом цилиндре.

Если топливо заканчивается слишком быстро, взрыв обнаруживается датчиком детонации (DD). После получения сигнала от ДД контроллер немного обогащает смесь и оставляет отметку в памяти. Если детонация продолжается после того, как ЭБУ максимально обогатил топливовоздушную смесь для этого режима работы двигателя, контроллер пытается устранить детонацию с помощью последующего зажигания. Когда и это не помогает, ЭБУ выдает сигнал о неисправности двигателя “управления двигателем”. Датчики кислорода (таких датчиков на первом впрыске Лады не было, поэтому в 2005-2007 годах начали устанавливать только один, начали устанавливать два датчика) определяют эффективность сгорания топлива и работу каталитического нейтрализатора. Если количество кислорода в выхлопе значительно отличается от запрограммированного в памяти контроллера, ЭБУ увеличит или уменьшит подачу топлива в небольшом диапазоне. Если диапазон регулировки недостаточен, ЭБУ подаст звуковой сигнал и включит индикатор проверки двигателя».

Описание «мозгов»

ЭБУ ВАЗ 2114 – бортовой компьютер автомобиля, предназначенный для управления основными системами автомобиля. Параметры модуля управления влияют как на функциональность некоторых регуляторов, так и на работу двигателя в целом. То есть важность этой системы нельзя отрицать.

Местоположение контроллера

В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 модуль управления установлен под центральной консолью автомобиля, в частности по центру, за панелью с магнитолой. Для доступа к контроллеру необходимо открутить защелки каркаса боковой консоли. Что касается подключения, то в модификациях Samar с двигателем объемом 1,5 литра масса ЭБУ берется из корпуса силового агрегата, от крепления крышек, расположенных справа от ГБЦ.

Положение ЭБУ в «Четырке»
Положение ЭБУ в «Четырке»
Положение ЭБУ в «Четырке»

В автомобилях, оснащенных двигателями объемом 1,6 и 1,5 литра с ЭБУ нового типа, масса берется от приварного штифта. Сама шпилька закреплена на металлическом корпусе пульта управления в тоннеле пола, недалеко от пепельницы. В процессе производства инженеры ВАЗа, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может расшататься, соответственно это приведет к неработоспособности некоторых устройств.

Устройство и принцип работы

Блок управления электронной системой работает по показателям, полученным с датчиков:

  • скорость;
  • детонация;
  • лямбда-зонд;
  • фазы впрыска топлива;
  • положение коленчатого вала;
  • положение дроссельной заслонки;
  • расходомер воздуха;
  • температура антифриза.

На основе данных, полученных от этих контроллеров, модуль управления управляет следующими системами:

  • включить;
  • адсорбер;
  • форсунки, а также бензонасос;
  • система вентиляции и отопления;
  • программы диагностики состояния автомобилей;
  • регулятор холостого хода (видео Евгения Вехтера).


Что касается устройства, то модуль управления конструктивно состоит из следующих компонентов:

  1. RAM или оперативная память. Этот модуль содержит основные данные о недавно обнаруженных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель выключает зажигание, блокировка ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные теряются.
  2. EPROM – это основной элемент системы, он содержит прошивку модуля управления. Следует отметить, что этот блок памяти содержит все необходимые данные о «четверке» системных настроек вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, СППЗУ является постоянным запоминающим устройством, поэтому записанные в него данные сохраняются даже после выключения зажигания. При необходимости этот модуль можно перенастроить, т.е перепрограммировать, что может привести к увеличению мощности и динамики автомобиля.
  3. EEPROM: основная функция этого модуля – защита автомобиля. Память EEPROM содержит информацию от установки сигнализации – пароля, а также кодировку основных параметров. Запуск двигателя возможен только в том случае, если СППЗУ успешно проверит данные, содержащиеся в памяти иммобилайзера.

Характерные неисправности: их признаки и причины

Каковы признаки неисправности ЭБУ:

  • отсутствуют управляющие сигналы от исполнительных механизмов (РХХ, расходомера, различных датчиков и т д);
  • отсутствует сигнал взаимодействия с системой зажигания, бензонасосом, форсунками и другими элементами;
  • при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
  • обгоревшие контакты и механическое повреждение устройства тоже могут быть признаком.

Какие причины способствуют выходу из строя устройства управления:

  • короткое замыкание или обрыв;
  • неправильный ремонт электрооборудования, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
  • включить разряженный аккумулятор от автомобиля при работающем двигателе;
  • выход из строя блока может спровоцировать неправильное соединение клемм АКБ – больше вместо меньше и наоборот;
  • отключение контактов АКБ при работающем двигателе;
  • попадание влаги на плату электронного модуля системы;
  • механическое повреждение устройства в результате аварии (автор видео о ремонте блока управления в гараже – канал Auto Practice).


Схема распиновкм ЭБУ Январь 7.2 ВАЗ 2114

В контроллере ВАЗ 2114 очень часто случаются поломки. В системе есть функция самодиагностики: ЭБУ опрашивает все узлы и делает вывод об их пригодности для работы. Если какой-либо элемент вышел из строя, на приборной панели загорится сигнальная лампа «Check Engine».

Распиновка ЭБУ 7.2 Январь

узнать, какой датчик или исполнительный механизм вышел из строя, можно только с помощью специального диагностического оборудования. Даже с помощью знаменитого OBD-Scan ELM-327, полюбившегося многим за простоту использования, можно считать все параметры работы двигателя, найти ошибку, устранить ее и стереть из памяти ВАЗ 2114 ЭБУ.

Замена задних колодок ваз 2115 своими руками

Майкл
Майкл
Михаил Я с детства увлечен автомобилями, работаю в сервисе, также занимаюсь ремонтом автомобилей дома, мне очень нравится тюнинговать свою машину, делюсь этой информацией с вами

Физическое расположение

«Четырнадцатый» ЭБУ расположен в салоне прямо под панелью приборов. При необходимости можно получить доступ к «мозгам» со стороны пассажира, для этого придется демонтировать декоративную планку. Если во время диагностики была обнаружена неисправность блока управления, необходимо будет его разобрать для более детального изучения или ремонта. Перед этим нужно обесточить машину, отсоединив клеммы от АКБ. Нарушение правил разборки, а также любые эксперименты с напряжением могут непоправимо повредить ЭБУ.

На ВАЗ 2114-15 устанавливались ЭБУ следующих моделей:

  • Январь («4», «5.1.X», «7.2»);
  • BOSCH («M1.5.4», «M7.9.7»);
  • ИТЭЛМА 5.1;
  • ГМ-09.

Как снять и заменить неисправный ЭБУ на ВАЗ 2114

При проведении работ по снятию ЭБУ ВАЗ 2114 не касайтесь клемм руками. Электроника может быть повреждена электростатическим разрядом.

  1. Отверткой открутите 3 самореза правой облицовки консоли панели приборов и снимите ее.
  2. Освобождаем фиксатор замка с проводами
  3. Отсоедините блок от ЭБУ.
  4. Гаечным ключом на 10 мм открутите 4 гайки, которыми ЭБУ крепится к кронштейну.
  5. Выдвигаем ЭБУ вперед и вынимаем из-под консоли.
  6. Снимите ЭБУ с кронштейна.
  7. Установите ЭБУ в обратном порядке.

Частые неисправности электронного блока управления ВАЗ

Неисправности ЭБУ ВАЗ

Поскольку контроллер представляет собой сложное электронное устройство, не исключено, что ЭБУ выйдет из строя. Как правило, причины неисправности ЭБУ могут быть разными, от механического повреждения до программного сбоя.

Читайте также:  Лада алексеева матч тв биография

Например, частыми причинами выхода из строя являются перегрев или утечка жидкости. Как показывает практика, на Ладе Самара ЭБУ находится возле радиатора печки. Нетрудно догадаться, что утечка из радиатора и попадание охлаждающей жидкости в контроллер часто выводят из строя это устройство.

Автоматический сканер ELM327 ELM327
Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое диагностический адаптер ELM327. Из этой статьи вы узнаете назначение, функционал и особенности выбора сканера ELM327. Кроме того, скачки напряжения в бортовой сети приводят к тому, что перегорают отдельные детали в устройстве блока управления, страдает банк памяти с прошивкой. Например, это происходит, если клеммы аккумулятора погаснут. Кроме того, неисправность при контакте со свечами зажигания или высокое сопротивление взрывоопасных проводов формируют электродвижущую силу в первичной обмотке катушки зажигания. Результат – отказ выходных транзисторов блока управления.

В этом случае проверочный двигатель не всегда включается на панели, однако двигатель не работает должным образом. В такой ситуации, когда других причин не выявлено, необходима не диагностика двигателя и систем, а профессиональная диагностика ЭБУ автомобиля, которую может сделать только опытный специалист. Часто после проверки может потребоваться замена накопителя, так как часто не рекомендуется ремонтировать компьютер.

Отличия блоков управления

ЭБУ Bosch аналог российского ЭБУ

Блоки управления предыдущих моделей работали с ограниченным количеством датчиков, поэтому они не могли гарантировать качественную работу двигателя и подготовку топливовоздушной смеси. Отсутствие поддержки датчика фаз (ДПРВ) привело к тому, что контроллер не определял, какой цилиндр работал в данный момент, поэтому впрыскивал топливо не в камеру сгорания, а в воздушный коллектор. Устройства, работавшие в этом режиме, получили название ЭБУ центрального впрыска.

Установка фазового датчика на двигатель позволила четко определить порядок работы цилиндров, благодаря чему топливо рассчитывалось отдельно для каждой камеры сгорания. Устройства, работающие в этом режиме, получили название ЭБУ многоточечного впрыска. Со временем блоки управления совершенствовались все больше и больше. Подставка кислородного датчика давала возможность более точно регулировать сгорание топлива. Поддержка двух кислородных датчиков позволила перейти на более высокие стандарты токсичности, поскольку в этом случае можно было эффективно использовать каталитический нейтрализатор. Внедрение каждой новой модели ECU принесло с собой новые функции, которые снижают расход топлива, увеличивают мощность или ресурсы двигателя и делают вождение более комфортным.

Контроллер представляет собой сложное электронное устройство, микрокомпьютер, поэтому выход из строя или неправильная работа какого-либо элемента приводит к выходу из строя всего ЭБУ. В большинстве случаев определить неисправность ЭБУ можно только методом устранения, проверив работу всей форсунки. О том, как это сделать, читайте в статье «Диагностика форсунок».

Преимущества турбинного двигателя

Причины неисправностей ECU

Диагностический разъем для проверки (сканирования) ЭБУ

На первом (ВАЗ 2108 – 21099) и втором (ВАЗ 2113 – 2115) семейства «Самара» ЭБУ установлен в очень неудачном месте, так как рядом с ним стоит радиатор печки.

Если хомуты ослаблены или протекает шланг / радиатор, велика вероятность попадания охлаждающей жидкости в ЭБУ, в результате чего он выйдет из строя. Если во время работы двигателя по какой-либо причине ухудшился контакт между аккумулятором и какой-либо клеммой, напряжение питания компьютера резко возрастает и становится нестабильным, что может привести к выгоранию отдельных элементов контроллера. Плохой контакт со свечами зажигания или высокое сопротивление высоковольтных проводов приводят к появлению ЭДС (электродвижущей силы) в первичной обмотке катушки зажигания, что может привести к пробою выходных транзисторов ЭБУ. Скачки напряжения часто приводят к повреждению «прошивки» – алгоритма действий, записанного в памяти ЭБУ. В результате двигатель начинает плохо работать, но индикатор Check Engine не горит.

Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ – сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, проверить свой блок не так-то просто, но имея теоретические знания, вполне возможно применить на практике.

Необходимые инструменты и оборудование

Чтобы самостоятельно проверить работоспособность модуля, вам нужно будет выполнить ряд шагов для подключения к ЭБУ.

Для проведения проверки вам потребуются следующие устройства и предметы:

  1. Осциллограф. Понятно, что такое устройство есть не у всех автомобилистов, поэтому при его отсутствии можно использовать компьютер с предустановленным на нем необходимым диагностическим ПО.
  2. Кабель для подключения к устройству. Вам необходимо выбрать адаптер, поддерживающий протокол KWP2000.
  3. Программное обеспечение. Найти диагностическое программное обеспечение сегодня не проблема. Для этого просто проследите за сетью и найдите подходящую программу для своего автомобиля. Программа подбирается с учетом автомобиля, так как на разных машинах устанавливаются разные блоки управления.

Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»


1. Ноутбук для проверки


2. Адаптер для подключения


3. Диагностическое программное обеспечение KWP_D

Алгоритм действий

Процедура диагностики электронной системы управления обсуждается ниже на примере модуля Bosch M 7.9.7. Данная модель блока управления – одна из самых распространенных не только в отечественных автомобилях ВАЗ, но и в иномарках. Также следует отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

  1. Прежде всего, используемый адаптер необходимо подключить к компьютеру или ноутбуку, а также к самому ECM. Для этого подключите один конец кабеля к выходу на устройстве, а другой – к выходу USB на компьютере.
  2. Далее нужно повернуть ключ в замке зажигания автомобиля, но запускать двигатель не нужно. При включенном зажигании вы можете запустить диагностическую утилиту на своем компьютере.
  3. После выполнения этих действий на экране компьютера должно появиться окно с сообщением, подтверждающим успешный запуск диагностики неисправностей в контроллере. Если по какой-то причине сообщение не появляется, необходимо убедиться, что компьютер успешно подключился к контроллеру. Проверьте качество связи и кабельного соединения между устройством и ноутбуком.
  4. Затем на дисплее ноутбука должна появиться таблица, в которой будут указаны основные технические характеристики и параметры транспортного средства.
  5. На следующем этапе нужно обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут отображаться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Чтобы их расшифровать, вам нужно перейти в другой раздел, который обычно называется Коды, или воспользоваться технической документацией вашего автомобиля.
  6. Если в этом разделе нет ошибок, теперь можно не беспокоиться, так как двигатель автомобиля работает безупречно (автор видео о ремонте ЭБУ в домашних условиях – канал AUTO CUT).

Но этот вариант проверки более актуален, если компьютер видит блок. Если у вас возникли проблемы с подключением к нему, вам понадобится схема подключения устройства и мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно приобрести в любом тематическом магазине, а схема подключения ЭБУ должна быть в сервисном руководстве. Саму схему нужно изучить с особой тщательностью, это потребуется для проверки.

В том случае, если ECM указывает на определенный блок и не показывает случайные данные, то, согласно схеме, его необходимо найти и озвучить. Если нет точной информации, единственный выход – диагностировать всю систему, как мы уже говорили выше, сбои считаются одной из основных неисправностей.

После обнаружения неисправности необходимо проверить сопротивление и точно определить, где закреплен кабель. Соответствующий новый провод потребуется припаять параллельно старому, если причина кроется в поломке, эти действия устранят неисправность. Во всех остальных случаях проблему могут решить только квалифицированные специалисты.

Где находится реле и предохранитель ЭБУ ВАЗ 2114

Основная часть предохранителей и реле находится в монтажном блоке моторного отсека, но реле и предохранитель, отвечающие за электронный блок управления ВАЗ 2114, расположены в другом месте.

Реле и предохранители Блок управления ВАЗ 2114

Второй «блок» расположен под торпедой со стороны ног переднего пассажира. Чтобы получить к нему доступ, просто открутите несколько креплений крестовой отверткой. Потому что в кавычках, но так как такого блока нет, есть ЭБУ (мозги) и 3 предохранителя + 3 реле.

Как узнать какой ЭБУ стоит на Ваз 2114 – Январь 7.2 Январь 4 Bosch M1.5.4

На сегодняшний день существует 8 (восемь) поколений электронного блока управления, которые различаются не только характеристиками, но и производителями. Поговорим о них еще немного.

ЭБУ Январь7.2 – технические характеристики

А теперь перейдем к техническим характеристикам наиболее популярных ЭБУ на 7.2 января

В ЭБУ используется процессор Siemens Infenion C-509 (такой же, как в ЭБУ 5 января, VS). Программное обеспечение блока – это дальнейшее развитие программного обеспечения от 5 января, с улучшениями и дополнениями (хотя это спорный вопрос) – например, алгоритм «anti-jerk», буквально функция «anti-jerk», предназначенный для обеспечения плавного запуск и переключение передач.

Читайте также:  Плюсы и минусы Лады Веста обзор автомобиля

ЭБУ производства Itelma (xxxx-1411020-82 (32), прошивка начинается с буквы «I», например I203EK34) и Avtel (xxxx-1411020-81 (31), прошивка начинается с буквы «A»). “, например A203EK34). И блоки, и прошивка этих блоков полностью взаимозаменяемы.

ЭБУ серий 31 (32) и 81 (82) аппаратно совместимы сверху вниз, то есть прошивка для 8-cl будет работать в ЭБУ 16cl и наоборот – нет, потому что блок 8cl «отсутствует» в ключах зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора, можно «повернуть» блок 8 кл на 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor.

Типовые параметры ECU 7.2 Jan для диагностики

ЭБУ Январь-4 – технические характеристики

Поэтому габаритные и присоединительные размеры, а также распиновка разъемов при разработке были сохранены. Конечно, блоки ИСФИ-2С и Январь-4 взаимозаменяемы, но принципиально отличаются схемами работы и алгоритмами. «Январь-4» предназначен для российских стандартов, кислородный датчик, катализатор и адсорбер исключены из состава, введен потенциометр регулировки CO. В семейство входят ЭБУ Jan-4 (очень небольшая партия) и Jan-4.1 для 8 (2111) и 16 (2112) клапанных двигателей.

ЭБУ 4 января второго поколения электронного блока управления ВАЗ 2114

Версии “Quant”, скорее всего, представляют собой отладочную серию с аппаратным микропрограммным обеспечением J4V13N12 и, следовательно, программное обеспечение, несовместимое с более поздними последовательными контроллерами. То есть прошивка J4V13N12 не будет работать в «неквантовых» ЭБУ и наоборот. Фото карт QUANT ECU и обычного последовательного контроллера 4 января

Схема ЭБУ 4 января

Характеристики ECM: без нейтрализатора, кислородного датчика (лямбда-зонд), с потенциометром CO (ручная регулировка CO), эталон токсичности R-83.

Bosch M1.5.4 – технические характеристики

Для норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока М1.5.4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного различия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, которые соответствуют этим нормам и включают датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

Мозги ЭБУ Bosch M1.5.4

Также по регламенту России разработан блок управления двигателем 8-кл (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого блока управления двигателем 2111-1411020. Все, кроме первых изменений, используют широкополосный датчик биений. Этот блок стал выпускаться в новом дизайне: легкий негерметичный печатный корпус с тисненой надписью «MOTRONIC» (в народе «олово»). Позже в этой модели начали выпускать и ЭБУ 2112-1411020-40.

Замена конструкции, на мой взгляд, совершенно необоснованна – герметичные диски были надежнее. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия принципиальной схемы в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, чем больше «банок» «звенит» на одном и том же ПО.

Ителма 5.1 – технические характеристики ЭБУ Ваз 2114

VS5.1 использует тот же процессор Siemens Infenion C509, 16 МГц, но построен на более современной элементной базе. Модификации 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 разработаны по нормам Евро-2, в которые входят датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, это семейство не предусматривает нормы R-83 для двигателей 2112. Для 2111 и Россия-83 только стандартная версия ECM VS 5.1 1411020-72 с одновременным впрыском.

Ительма 5.1 – технические характеристики ЭБУ ВАЗ 2114

Читайте также: Форсунки печки Ваз 21214

С сентября 2003 года на ВАЗ установлена ​​новая модификация VS5.1 HARDWARE, несовместимая программно и аппаратно со «старой”.

  • 2111-1411020-72 с прошивкой V5V13K03 (V5V13L05). Это программное обеспечение несовместимо с программным обеспечением и ЭБУ предыдущих версий (V5V13I02, V5V13J02).
  • 2111-1411020-62 с прошивкой V5V03L25. Это программное обеспечение несовместимо со старым программным обеспечением и ЭБУ (V5V03K22).
  • 2112-1411020-42 с прошивкой V5V05M30. Это программное обеспечение несовместимо с предыдущими версиями программного обеспечения и ЭБУ (V5V05K17, V5V05L19).

По разводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.

Bosch M7.9.7 – технические характеристики ЭБУ

На 7 января в нем было много моделей, в зависимости от комплектации и размера двигателя, поэтому на восьмиклапанные 1,5-литровые двигатели устанавливались модели АВТЕЛ с горловиной: 81 и 81 час, тот же мозг производителя ИТЭЛМА имел цифры. 82 и 82 часа. Bosch M7.9.7 устанавливался на 1,5-литровые двигатели экспортных образцов и показал 80 и 80 моточасов на автомобилях стандарта Евро 2 и 30 часов на автомобилях стандарта Евро 3.

Мозги ЭБУ Bosch M 7

1,6-литровые двигатели автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, имели на борту устройства тех же АВТЭЛ и ИТЭЛМА. Первая серия из первых помечена 31 “заболела” тем же, что и Бош от 30-й серии, позже все недочеты учли и исправили на 31ч. В случае проблем с конкурентами ИТЭЛМА значительно выросла в глазах автомобилистов, выпустив успешную серию под номером 32. Кроме того, следует отметить, что только Bosch M7.9.7 с маркером 10 дошла до 3 евро. Стоимость новый ЭБУ этого поколения стоит 8 тысяч рублей, б / у на разборку можно найти за 4 тысячи.

Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем

Причины поломки блока управления двигателем делятся на два основных типа: неисправный проводник или неисправность прошивки. Прошивка восстанавливается только с помощью специалистов в сервисном центре. Проверить электрические параметры своими руками можно с помощью специального измерительного прибора – мультиметра.

Чтобы искать неисправность в проводе, необходимо ознакомиться со схемой устройства управления. Изучив положение проводников, резисторов и блока питания, настала очередь «непрерывности» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка в показаниях электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей цепи.

Где находится ЭБУ ВАЗ и взаимозаменяемость блоков управления

Где находится ЭБУ ВАЗ

Прежде всего, чтобы определиться с типом блока управления, необходимо найти место его установки в автомобиле. Для этого следует изучить инструкцию. Например, остановимся на ВАЗ 2108 – 2115. На этих автомобилях ЭБУ находится в салоне, спереди справа, немного под перчаточным ящиком.

Кстати, для проведения компьютерной диагностики эта информация тоже пригодится, так как нужно знать, где можно подключиться к диагностическому разъему, установленному в разных местах на той или иной модели.

Диагностические разъемы нижней панели ВАЗ 2108 – 21099 расположены возле ЭБУ, под перчаточным ящиком. Модели ВАЗ 2108 – 21099 с высокой панелью, а также 2113 – 2115 имеют разъем внутри центральной консоли. Вариант ВАЗ 2108 – 2115 с так называемой европанелью имеет разъем на панели и расположен ближе к пассажирской двери.

  • Что касается самих блоков, то ВАЗ 2108 – 2115 разных годов выпуска имеют разные модели ЭБУ. Например, самый популярный ЭБУ с 4 января устанавливался на первых моделях инжекторных двигателей с впрыском в центральный впускной коллектор.

Версии 5-6 января представляют собой ЭБУ с многоточечным впрыском, но не поддерживают датчик кислорода. Блок управления с 7 января появился на автомобилях с 2007 года, поддерживает все датчики, эффективно управляет двигателем.

Добавим также, что помимо января на ВАЗе активно использовалось несколько поколений агрегатов GM, аналогично 4 и 7 января. То же можно сказать и о блоках управления Bosch или Itelma. По всем характеристикам взаимозаменяемость возможна, однако необходимо подбирать аналоги, подходящие по классу, версии, количеству поддерживаемых датчиков и т.д.

Дело в том, что каждая модель подходит только для определенной комбинации мотора и датчиков, а также проводки и прошивки. Это означает, что разные модели, даже в одном семействе, можно устанавливать только с учетом полной совместимости.

Еще раз отметим, что типы ЭБУ у ВАЗ разные. Получается, что январь 5.1 нельзя ввести вместо января – 4 или GM-09 САМАРА, а вот январь 5.1 взаимозаменяем с VS (Itelma) 5.1 или Bosch M1.5.4. В свою очередь, ЭБУ Bosch M7.9.7 несовместим с предыдущими агрегатами, но может быть заменен на Jan 7.2 Itelma или Avtel.

Для точного определения ЭБУ достаточно просто снять рамку приборной панели сбоку, записать номер ЭБУ. Кроме того, если у вас есть BC, вы можете дополнительно увидеть версию и тип ECU, а также номер прошивки устройства

Почему не подключается сканер к ЭБУ ВАЗ 2110 и как это исправить

Большинство диагностических устройств оснащены функцией Bluetooth, с помощью которой устройство может взаимодействовать с системой, используя два из шести протоколов. То есть владельцу автомобиля не обязательно использовать кабель для подключения к ECU, поскольку может быть обеспечено беспроводное соединение.

Часто автовладельцы сталкиваются с проблемой невозможности подключения устройства с модулем управления, потому что так бывает:

  1. Вы приобрели некачественный адаптер. В данном случае речь идет не о прошивке, а о неработоспособности аппаратной начинки, что характерно для неисправных устройств. Если карта неисправна или изначально не работает, невозможно будет проверить работоспособность двигателя. Соответственно как подключиться к блоку управления.
  2. Поврежденный или неисправный кабель, который не позволяет устройству обмениваться данными. Необходимо провести диагностику резьбы на предмет повреждений.
  3. Еще одна причина, по которой соединение может прерваться, связана с плохой прошивкой. Если версия ПО слишком старая, синхронизировать работу устройства с автомобилем будет невозможно.
Читайте также:  Какой генератор поставить на приору с кондиционером

Как определить состояние электронных блоков ВАЗ

На автомобилях ВАЗ 2108 – 2115 ЭБУ расположен в передней правой части салона, чуть ниже перчаточного ящика. Для определения состояния ЭБУ, а также для чтения записей ошибок (журнала) в его памяти необходимо подключение к диагностическому разъему, который на разных моделях установлен в разных местах. Ведь сигнал «проверьте двигатель» информирует о наличии неисправности двигателя, но не говорит о какой именно. И код ошибки, отображаемый на панели приборов современных автомобилей ВАЗ, не очень информативен.

Диагностические разъемы расположены:

  • на ВАЗ 2108 – 21099 с низкой панелью рядом с ЭБУ, под «бардачком»;
  • на ВАЗ 2108 – 21099 с высокой панелью и 2113 – 2115 внутри центральной консоли;
  • на ВАЗ 2108 – 2115 с европанелью на панели рядом с пассажирской дверью.

Диагностика ЭБУ с помощью сканера

Чтобы определить состояние ЭБУ и прочитать журнал ошибок, к разъему должен быть подключен диагностический сканер. Несмотря на то, что стоимость дешевых моделей сканеров составляет 2 – 4 тысячи рублей, эту работу желательно доверить специалисту с профессиональным оборудованием. Ведь недостаточно извлечь журнал ошибок из памяти и расшифровать его с помощью справочника. Необходимо установить причину неисправности двигателя. Только опытный диагност, имеющий опыт ремонта инжекторных двигателей и топливных систем, сможет правильно интерпретировать показания со сканера.

Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

«Январь-4», «GM-09»

Самые первые контроллеры на САМАРЕ были 4 января GM – 09. Они устанавливались на ранние модели до 2000 года. Эти модели выпускались как с резонансным датчиком детонации, так и без него.

В таблице два столбца: столбец 1 – номер ЭБУ, второй столбец – марка «мозгов», версия прошивки, уровень токсичности, отличительные особенности .

2111-1411020-22 4 января, без dk, rso (сопротивление), версия 1st ser
2111-1411020-22 4 января, без dk, rso, версия 2nd ser
2111-1411020-22 4 января, без dk, rso, версия 3rd ser
2111-1411020-22 4 января, без dk, rso, версия 4 ser
2111-1411020-20 GM, GM EFI-4, 2111, с dk, USA-83
2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
2111-1411020-10 GM, GM EFI-4 2111, с дк
2111-1411020-20 часов GM, RSO

ВАЗ 2113-2115 2003 г.в оснащается ЭБУ следующих типов:

«Январь 5.1.х»

Выделяют следующие типы аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • постепенное впрыскивание.

Взаимозаменяем с «VS (Itelma) 5.1», «Bosch M1.5.4»

2111-1411020-71 Янв-5.1.1, без дк, с
2111-1411020-71 Янв-5.1.1, без дк, с
2111-1411020-71 Янв-5.1.1, без дк, с
2111-1411020-71 Янв-5.1.1, без дк, с
2111-1411020-71 Янв-5.1.1, без дк, с
2111-1411020-72 Ительма, без дк, с
2111-1411020-72 Ительма, без дк, с
2111-1411020-72 Ительма, без дк, с
2111-1411020-72 Ительма, без дк, с

«Bosch M1.5.4»

Выделяют следующие типы аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • постепенное впрыскивание.

Взаимозаменяем с «VS 5.1», «Январь 5.1.x».

2111-1411020 без дк, рсо
2111-1411020 без дк, с (настраивается сканером СО)
2111-1411020-70 BOSCH, без дк, с
2111-1411020-70 BOSCH, без дк, с

«Bosch MP7.0»

Как правило, данный тип контроллера размещается на рынке, устанавливается на заводе в едином объеме. Имеет стандартный 55-контактный разъем. Возможность работы с кроссоверами на других типах блоков управления двигателем.

«Bosch M7.9.7»

Эти мозги являются частью автомобиля с конца 2003 года. Этот контроллер имеет собственный разъем, который несовместим с разъемами, выпущенными до этой модели. Данный тип ЭБУ устанавливается на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Этот ECM имеет меньший вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Также есть более надежный разъем с большей надежностью. Они включают в себя переключатель, который обычно увеличивает надежность контроллера.

Этот ЭБУ никоим образом не совместим с предыдущими контроллерами.

«VS 5.1»

Выделяют следующие типы аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • постепенное впрыскивание.

«VS 5.1» взаимозаменяем с «Bosch M1.5.4», «Jan 5.1.x».

«Январь 7.2.»

Этот тип ЭБУ выполнен по другому типу проводки (81 контакт) и аналогичен Бошевскому 7.9.7+. ЭБУ этого типа производят как «Ительма», так и «Автел». Взаимозаменяем с Bosch M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 – это сиквел от 5 января.

В данной таблице приведены варианты ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7.2, Ительма, устанавливаемые исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5 л 8кл.

2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, E-2, 1,5 л, версия 1st ser
2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, E-2, 1,5 л, тюнинговая версия
2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7+, МИ-2, 1,5 л
2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7+, МИ-2, 1,5 л
2111-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, E-3, 1,5 л, 1-серийная версия
2111-1411020-81 янв 7,2, E-2, 1,5 л, первый выпуск, не удалось, заменить A203EL36
2111-1411020-81 янв 7,2, E-2, 1,5 л, 2-я версия, вышла из строя, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7.2, Е-2, 1.5 л, 3-я версия
2111-1411020-82 Ительма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
2111-1411020-82 Ительма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
2111-1411020-82 Ительма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-80 часов BOSCH, 7.9.7, без DC, E-2, din, 1,5 л
2111-1411020-81 часы 7,2 января, без дк, ко, 1,5 л
2111-1411020-82 часы Ительма, без дк, ко, 1,5 л

Ниже представлена ​​таблица с такими же ЭБУ, но для двигателей объемом 1.6л 8кл.

21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, E-2, 1.6 л, 1-я серия, (глючит ПО).
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, E-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, E-2, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, E-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, E-3, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, E-3, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, E-4, 1,6 л
21114-1411020-31 7.2 Январь, Е-2, 1,6 л, 1-я серия – неудачная
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1.6 л, 2-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1.6 л, 3-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая версия оборудования
21114-1411020-32 Ительма 7.2, Е-2, 1.6 л, 1-я серия
21114-1411020-32 Ительма 7.2, Е-2, 1.6 л, 2-я серия
21114-1411020-32 Ительма 7.2, Е-2, 1.6 л, 3-я серия
21114-1411020-32 Ителма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая версия оборудования
21114-1411020-30 часов BOSCH, dk, E-2, din, 1,6 л
21114-1411020-31 часы 7,2 января, без дк, ко, 1,6 л

«Январь 5.1»

Все типы контроллеров своего типа построены на одной платформе и чаще всего отличаются переключением форсунок и нагревателя постоянного тока.

Рассмотрим следующий пример прошивки ЭБУ 5.1 за январь: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет синхронизированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается только параллельным впрыском. Вывод: разница между данными ЭБУ только в прошивке, поэтому их можно обменять.

2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-61 5.1 янв, дк, E-2
2111-1411020-62 Ительма, ре, и-2
2111-1411020-62 Ительма, ре, и-2
2111-1411020-60 часов BOSCH, без dk, CO reg
2111-1411020-61 часы 5.1 января, нет нет, с
2111-1411020-62 часы Ительма, без дк, с

«М7.3.»

Неправильное имя – 7.3 января. Это последний тип контроллера, который сейчас установлен на АвтоВАЗе. Этот тип ЭБУ устанавливается с 2007 года на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями этого ЭБУ являются две российские компании: «Ительма» и «Автел.
В следующей таблице показаны блоки управления для двигателей со стандартами токсичности ЕВРО-3 и Евро-4.

Двигатель 1.6 Евро-3 8 кл

Автель 21114-1411020-11 Э-3 1-я, 2-я и 3-я версии
Ительма 21114-1411020-12 Э-3 1-я, 2-я и 3-я версии

Двигатель 1.6 Евро-4, 8 кл

11183-1411020-02 Самара Электронная педаль

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролер)

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – это «компьютер», который управляет всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на работу всего автомобиля. Поэтому электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

ЭБУ часто заменяют следующими терминами: электронная система управления двигателем (ЭСУД), контроллер, мозг, прошивка. Поэтому, если вы слышите какой-либо из этих терминов, знайте, что мы говорим о «мозгах», главном процессоре вашего автомобиля. Другими словами, ECM, ECU, CONTROLLER – это одно и то же.

Источники

  • https://VipWash.ru/dvigatel/blok-upravleniya-dvigatelem-vaz-2108-2115
  • https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2115/8938-ebu-na-vaz-2115-poshagovoe-rukovodstvo-kak-ustanovit.html
  • https://automotocity.com/avtovaz/kak-opredelit-neispravnost-jebu-vaz-2115.html
  • https://auto-tunes.ru/remont/oshibka-blok-upravleniya-dvigatelem.html
  • http://KrutiMotor.ru/elektronnyj-blok-upravleniya-vaz-ebu-vaz-gde-nahoditsya-vidy-ebu-vaz-vzaimozamenyaemost/

[свернуть]

Комментирование закрыто