Меню

Обслуживание авто

Устройство, сборка и разборка рулевой рейки ВАЗ 2109

(Last Updated On: 20.06.2023)

Содержание:

Тип и особенности конструкции рулевого механизма

Используется несколько типов рулевых механизмов, но наиболее популярным среди автомобилей является механизм типа «реечный».

Именно такой тип рулевого механизма применяется на отечественных автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.

Работа такого устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая соединена с рулевой колонкой, в продольное движение рейки.

Вращаясь, шестерня перемещает рейку, которая посредством стержней вращает рулевые тяги, связанные с передними колесами, вокруг оси.

Особенностью такой конструкции является тесное взаимодействие зубьев шестерни с рейкой. Появление в этой паре больших откатов приводит к усложнению управления автомобилем, что сказывается на безопасности движения.

 

Поэтому при появлении признаков неисправности этого механизма проводится ряд восстановительных мероприятий, собственно рулевая рейка ВАЗ-2110 или более ранней модели, ВАЗ-2109 заменяется.

Хотя не всегда необходимо заменять направляющую, иногда достаточно использовать ремонтные комплекты, чтобы уменьшить или устранить люфт.

Реечное устройство ВАЗ 2109

1 замыкающая тяга
2 шаровой шарнир
3 качающаяся рука
4 контргайка
5 толкатель
6 конец внутренней рулевой тяги
7 болты крепления рулевых тяг к стойке
восемь конец внутренней рулевой тяги
девять кронштейн рулевого управления
10 рулевое управление
одиннадцать защитный чехол
12 соединительная пластина
13 стопорная пластина
14 резинометаллическая молния
15 демпфирующее кольцо
16 втулка опоры рельса
17 отражать
18 рулевой механизм
19 стяжной болт
ветры нижний фланец упругой муфты
21 год верхняя часть подкладки
22 амортизатор
23 колесо
24 подшипник
25 рулевой вал
26 нижняя часть подкладки
27 кронштейн крепления рулевого вала
28 год защитный колпачок
29 роликовый подшипник
тридцать трансмиссия
31 год подшипник
32 удерживающее кольцо
33 защитная шайба
34 уплотнительное кольцо
35 год гайка подшипника
36 пыльник
37 стопорное кольцо
38 стопорное кольцо стопорная гайка
39 упор
40 начало
41 год стопорная гайка
42 палец шаровой опоры
43 год защитный колпачок
44 год вкладыш для шариковой шпильки
А отметка начала
Б отметка на рулевом механизме
С поверхность шарнира
Д поверхность качающейся опоры

Итак, у ВАЗ 2109 довольно простая рулевая рейка. Он состоит из ряда конкретных элементов:

  • стойка с 2-мя резьбовыми отверстиями – для крепления внутренних торцевых стержней,
  • опорные кольца, обеспечивающие плавный ход,
  • шестерня привода шлицевого вала,
  • стопорный механизм (регулирует необходимый люфт зубчатой ​​пары),
  • картер, который соединяет все части и прикрепляет эти части к кузову,
  • некоторые элементы для защиты рассматриваемого агрегата от грязи и пыли.

 

Неисправности рулевой рейки следующие:

  • Расшатанная рулевая рейка;
  • Шестерни изношены;
  • Трение пары стержней совсем не регулируется или плохое;
  • На стыке стойки и рулевых тяг изношены втулки.
Читайте также:  Пошаговая инструкция как настроить часы на Ладе Гранта

Не всегда правильно настроенная дорожка позволяет исключить ее некорректную работу. Это связано с тем, что формируется внушительное поколение комплектующих. Это можно определить по разборке. Так как если настройка не помогла справиться с проблемой, придется снять направляющую с автомобиля и проверить, что именно не работает.

Протяжка и устранение люфта рулевой рейки ВАЗ 2109

Причинами отдачи или детонации могут быть:

  • ослабление рулевой рейки;
  • естественный износ трансмиссии крутящего момента;
  • износ шаровых опор рулевых тяг и тд.

Предупреждаю, что затяжка стойки может не решить проблему с игрой. Степень износа деталей можно увидеть только открыв. Но всегда нужно начинать с простого, например, с подтяжек.

Откройте капот и потяните за регулировочный винт в нижней части направляющей.

Снимаем резиновую трубку / колпачок и без фанатизма пытаемся немного (хватает пол-оборота) затянуть регулировочный винт. Попутно натягиваем рулевую тягу. Ловим момент, когда люфт исчезает. Затем вам следует сделать поворот и убедиться, что рулевое колесо легкое и возвращается из поворота в прямое положение.

Если слишом плотно – немного ослабить винт. Как правило, правильная затяжка помогает исключить удары и отдачи.

Конечно, капитальный ремонт не всегда необходим, как и замена компонентов, потому что:

  • На ВАЗ 2109 рулевая рейка регулируется, и если вы умеете подтягивать механизм рулевой рейки, то сможете убрать ходы рулевого управления без каких-либо финансовых вложений
  • Это возможно, если удары вызваны отдачей в процессе эксплуатации или заводского управления
  • Для регулировки следует использовать эстакаду или смотровую яму, найти регулировочную гайку под слоем грязи, затем затянуть ее специальным ключом “17

Признаки поломки

Изучив признаки неисправности в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно выявить неисправность и предпринять соответствующие действия по ее устранению.

Следующие симптомы могут указывать не только на повреждение стойки, но и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми шарнирами или рулевыми тягами. Поэтому будьте осторожны.

Признак неисправности Особенности
Увеличенный свободный ход колеса Это говорит о том, что зубчатый сектор изношен из-за попавшей в него грязи и пыли. Или увеличился зазор между упорами на колее и самой колеей. Следовательно, зацепление рейки с шестерней уменьшается. Кроме того, подобный знак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке
Шум или стук вокруг руля Скорее всего, между рейкой и упором образовался зазор или изношены пластмассовые втулки. Удар также является признаком износа тяговых сайлентблоков, шарикоподшипников или неплотного крепления вала ведущей шестерни к валу колонны
Руль крутится туго Здесь можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала коробки передач. Но также не стоит исключать поломку шаровой опоры или подшипников стойки.
Читайте также:  Что делать если плавают обороты на холостом ходу Лады Приора советы и рекомендации

Определив наличие признаков неисправности, важно понять, что именно заставило их появиться.

 

Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Для проведения ремонтных работ необходимо приобрести ремкомплект, который в зависимости от вида неисправности рулевой рейки может быть неполным или полным. В неполный ремонтный комплект входят детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

Ремкомплект реечной системы рулевого управления ВАЗ 2108, 2109

В случае поломки или износа зубьев и шлифованной поверхности потребуется приобрести полный ремонтный комплект, в который могут входить все детали, начиная с пары шестерен, роликов и шарикоподшипников и заканчивая нажимной пружиной. В этот ремонтный комплект входит не только блок-картер.

Также вам понадобится стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

  • внутренний восьмиугольник 24 мм с отверстием в центре диаметром 18,5 мм;
  • октаэдр 17 мм;
  • устройство расцепления шарового шарнира;
  • съемник шариковых подшипников;
  • ключ для снятия игольчатого подшипника;
  • плоскогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
  • кузнечные тиски;
  • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, не теряющие текучесть при низких температурах.

Для снятия стойки автомобиль ВАЗ 2109 необходимо разместить над смотровой ямой, чтобы обеспечить свободный доступ к передним колесам и моторному отсеку.

Затем следует затянуть ручник, наклонить задние колеса и поставить передние колеса прямо. Поднимите передние колеса домкратом, пока они не опустятся, и поддержите их. Далее откручиваем стопорные гайки и снимаем правое колесо.

Чтобы получить доступ через моторный отсек, снимите воздушный фильтр и отсоедините аккумулятор. Все съемные детали и крепеж необходимо поместить в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

Этапы разборки рулевой рейки:

  1. Внутри салона между педалями у головки шарнира на два оборота откручиваем стопорный болт, стягивающий рулевую муфту на шлицевом конце вала переключения. Если сцепление не открывается, можно освободить пазы легким постукиванием молотком;
  2. Снимите концы стяжных шпилек, расправив загнутый конец шплинта плоскогубцами. Штифты снимаются с помощью торцевого ключа на 19 мм. Далее закручиваются гайки и съемник выдавливает шариковые подшипники из шарнирных рычагов стоек подвески;
  3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, фиксируемый тремя гайками с шайбами ​​и граверами. Головкой на 13 мм откручиваем две самоконтрящиеся гайки, удерживающие кронштейн крепления корпуса рулевой рейки к кузову;
  4. Картер необходимо зажать через алюминиевые пластины в кузнечных тисках;
  5. Зубилом и молотком загните углы стопорной пластины, предохраняющей от самопроизвольного откручивания болтов, фиксирующих внутренние концы рулевых тяг;
  6. Откручиваем болты с головкой 22 мм, снимаем стопорно-соединительный хомут, отсоединяем оба стержня;
  7. Снимите резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоедините резиновую заглушку и разрезную опору, извлеките отверткой резиновый чехол, защищающий вал шестерни;
  8. Разрежьте два пластиковых зажима плоскогубцами и снимите защитную крышку.
Читайте также:  Воздушные шланги Лада Веста выбор и замена

После разборки необходимо осмотреть резиновые элементы, чтобы определить степень износа. Если они не повреждены и не изношены, их можно использовать повторно при сборке. Старые детали следует заменить новыми.

Особенность снятия рулевой рейки на ВАЗ-2109 (карбюратор)

При замене рулевого механизма на ВАЗ-2109 владельцы могут сделать немного проще.

Необязательно полностью снимать рулевые тяги с автомобиля вместе с механизмом.

Перед тем, как приступить к разборке, достаточно снять с автомобиля корпус воздушного фильтра на карбюраторе.

 

Это обеспечит доступ к болтам, которыми штанги крепятся к рельсу.

После их откручивания тяги отсоединяются от рейки, затем откручиваются болты механизма и вала шестерни, снимаются кронштейны и снимается механизм, без необходимости выкрачки и снятия тяги с рулевых тяг.

 



Дефектовка и замена поврежденных деталей

После очистки от грязи, остатков масла и высыхания рулевой реки ВАЗ-2109 тщательно осматривают на предмет тренировок, сколов трещин и других повреждений. Детали, входящие в малый ремкомплект, при ремонте безвозвратно заменяются новыми. Они отбыли срок.

Это разъемная втулка, прижим, пружинные шайбы, резинки, в общем все, что есть в сумке. Если в подшипниках отсутствуют люфт и шум, их не нужно менять во время вращения. Шестерня и стойка сложнее. Эти детали имеют неравномерный износ. Автомобиль большую часть времени едет прямо, и этот интерфейс принимает на себя все нагрузки от воздействия дорожного покрытия. В этом положении износ деталей максимальный, в отличие от зубцов, расположенных на кромке, которые вступают в действие только при полном повороте рулевых колес.

Поэтому их положение отмечается при разборке. Достаточно установить шестерню с поворотом от исходного положения на 180 градусов, и при работе никогда не встретятся наиболее изношенные части деталей, что обеспечит необходимый люфт и усилие вращения по всей длине рейки и шестерни механизм. Агрегат не стучит при движении по прямой и «кусается» на максимальных поворотах.

Также можно установить полный ремкомплект. В этом случае от старой рейки останется только кожух. Но цена на такой комплект делает ремонт механизма экономически нецелесообразным.

Источники

  • https://rrr-service.ru/hodovaya/rulevaya-vaz-2109.html
  • https://provaz2109.ru/hodovaya-avtomobilya/rulevaya-rejka-na-vaz-2109-ejo-zamena-i-remont.html
  • https://maslo-5w30.ru/avto/naznachenie-rulevogo-upravleniya-vaz-2109
  • https://remont-inomarki.ru/rulevaja-rejka-vaz-2109-osnovnye-neispravnosti-i-sposoby-samostojatelnogo-remonta.html
  • https://balancing.ru/rulevaa-rejka-vaz-2109/
  • https://LedStrong.ru/remont/rulevaya-kolonka-vaz-2109.html
  • https://na-vi.ru/rulevaa-rejka-vaz-2109/
  • https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2109/1115-remkomplekt-rulevoj-rejki-vaz-2109.html
  • https://avtoshark.com/lada/other-lada/rulevoe-upravlenie-avtomobilya-vaz-2108-2115/

[свернуть]

Комментирование закрыто