Что заливать в аккумулятор автомобиля электролит или воду
Когда аккумулятор в машине разряжается уже после нескольких поездок, либо просто часто разряжается, нужно выяснить причину. Возможно, дело в неисправном генераторе и это тема для другой статьи. Нас же будут интересовать случаи, когда АКБ быстро разряжается и можно ли ее реанимировать.

Многие узлы в автомобиле требуют постоянного нахождения в них смазки либо жидкостей. Поэтому, чтобы аккумулятор служил максимально долго, придется следить за его состоянием и, в случае необходимости, проводить обслуживание.
В процессе работы аккумуляторная батарея теряет какое-то количество электролита за счет испарения воды. Как результат, оголяются свинцовые пластины, которые начинают разрушаться. Аккумулятор перестает заряжаться и его приходится менять на новый, что сильно недешево. Но можно, соблюдая немудреные правила эксплуатации, существенно увеличить срок его службы. А посему, выясняем, что заливать в аккумулятор, электролит или дистиллированную воду, когда это необходимо и как это правильно делать.
Содержание:
Изменение структуры электролита
На ухудшение свойств аккумуляторной жидкости влияют физико-химические процессы. Как результат, происходит изменение величины выдаваемого тока из-за нарушения плотности электролита. Это негативно сказывается на работе АКБ и продолжительности ее службы.
В нормальном состоянии электролит имеет 35 % серной кислоты и 65% воды. Это соотношение обеспечивает нормальную выдачу необходимого напряжения. Во время зарядки температура электролита повышается.
При электролизе образуется газ и определенный объем воды испаряется. Соответственно происходит изменение концентрации соляной кислоты. Плотность электролита повышается, но происходит снижение его емкости.

Но имеет место и другая проблема. Это процесс сульфитации. Со временем кислотные соли постепенно оседают на свинцовых пластинах. Ситуация усугубляется, когда машину долгое время не заводят и она простаивает. Такое может произойти и во время зарядки с подачей тока большой силы. Как результат, сульфитация значительно снижает емкость АКБ и способна привести к полному выходу из рабочего состояния.
Что доливать в АКБ, если выкипела вода
Итак, что доливать, воду или электролит, зависит от конкретной причины. Ошибка в выборе приводит к порче АКБ.
- При вскрытии пробок в банках АКБ обнаруживается уменьшение жидкости. В этом случае, нужен электролит.
- Если испарилась вода, то концентрация кислоты в каждой банке может увеличиться до полутора раз. В итоге резко нарушаются физико-химические свойства, усиливается сульфитация пластин. Они начнут разрушаться намного быстрее, чем бы хотелось. В итоге аккумулятор придется менять. Этот случай предусматривает применение дистиллированной воды.
- В другой ситуации происходит уменьшение соляной кислоты. Долив воды разбавляет и без того низко концентрированную жидкость. В итоге зарядка может не дать положительного результата из-за нарушения плотности содержимого аккумулятора.

Чтобы не ошибиться в выборе необходимой жидкости, следует провести простейшие действия:
- выбрать горизонтальную поверхность и разместить на ней АКБ;
- очистить верхнюю часть от загрязнений и мусора;
- выкрутить все пробки;
- с помощью медицинского шприца вытянуть оставшуюся жидкость, которая должна выглядеть прозрачной;
- долить дистиллированную воду и поставить заряжаться на малом токе;
- через 3 часа проверяем плотность ареометром.
Наличие значений 1,27-1,29 г/см3, говорит о норме концентрации кислоты и выбор дистиллированной воды был правильным.
Действия, когда снизилась плотность
Следует запомнить, что электролит заливается только в том случае, если имеется полная уверенность в отсутствии испарения. При этом должны быть явные признаки протекания жидкости, например, из неплотно закрученных пробок либо газоотводной трубки.
Существуют ситуации, когда обнаруживается снижение плотности. Что предпринимать в этом случае? Несомненно одно: вовремя добавленный электролит, поможет спасти АКБ и продлить время эксплуатации.
Проверить плотность можно только с помощью ареометра. При обнаружении значений ниже 1,25 г/см3, необходимо срочно провести доливку.
Как действовать:
- приобрести электролит с показателями 1,27 г/см3;
- при помощи большого шприца забрать возможно больше раствора из первой банки;
- жидкость желательно поместить в емкость с мерными значениями и записать полученный объем;
- добавить новый электролит в 2 раза меньше взятого;
- обязательно встряхнуть батарею.
Теперь проверяем плотность. При показателях ниже 1,25 г/см3 манипуляция повторяется. При цифрах 1,8 г/см3, необходимо доливать кислоту с плотностью 1,40 г/см3. Действуем аналогично Стоит учесть, что корректировка плотности весьма кропотливая работа и разумнее доверить ее специалистам.
Вода или электролит

Срок службы аккумуляторной батареи в среднем составляет 4-5 лет. Более дорогостоящие марки способных функционировать до 7 либо 10 лет.Такие показатели будут только при правильной эксплуатации и надежном обслуживании.
Раствор в банках должен иметь в составе точную пропорцию воды и кислоты. Это обеспечивает так называемую плотность. Изменения в ту или иную сторону приводят к различным проблемам в работе АКБ. При потере жидкости практически всегда нужен долив воды, а не электролита. Нужная плотность компенсируется в процессе зарядки.
Так какую жидкость выбрать? Вода делится на сырую, кипяченую и дистиллированную. Они практически не отличаются по внешнему виду и вкусу, однако имеют различный химический состав.
Водопроводная вода при вступлении в реакцию с кислотой, временами приводит к непредсказуемым результатам. Например, не происходит полноценного заряда. Это связано с тем, что сырая вода имеет большое количество разных солей и примесей. Даже современные фильтры не способны обеспечить качественную очистку.
Часто для долива в аккумулятор берут кипяченую воду. В процессе нагрева в ней погибают бактерии, однако соль и примеси никуда не деваются. Другими словами, присутствующие соли и взвесь будут нарушать электропроводимость и оседать на внутренних деталях батареи.
Опытные водители рекомендуют всегда иметь в машине литровую бутылку с дистиллированной водой. Когда много ездят, это количество может расходоваться за полтора или два месяца летом и три месяца зимой. Стоит помнить, что оголенные пластины после падения уровня электролита нагреваются и разрушаются.
Такая батарея может быстро выйти из строя и даже оказаться опасной. Случится короткое замыкание и машина загорится. Особенно серьезна ситуация, если под капотом присутствуют подтеки горюче смазочных материалов.
Идеальным вариантом возобновление объема жидкости в АКБ является дистиллированная вода.
В домашних условиях ее можно получить следующим образом:
- сбор парового конденсата при кипячении, например, в чайнике или другой эмалированной посуде;
- использование специального перегонного аппарата, через который жидкость проходит по змеевику и хорошо очищается;
- применение специального фильтра или контейнера.
Однако, проще ее приобрести, бутыли продаются в магазинах запчастей и колдовать над сбором водяных капель над кастрюлькой или чайником – извращение.
Дистиллят не имеет запаха и вкуса, а главное, в нем полностью отсутствует вредные примеси.
Что представляет собой дистиллированная вода
Обслуживание аккумуляторной батареи требует внимательного подхода ко многим деталям. Обязательно использование в качестве заливки дистиллированной воды заключается в том, что она представляет собой не что иное, как 2 атома водорода и 1 кислорода. В ней отсутствуют какие либо примеси, это абсолютно чистая жидкость, гарантирующая нормальную работу АКБ.
Соотношение воды и кислоты должно быть два к одному. Такие условия создаются по следующим причинам:
При испарении жидкости расходуется и кислота. Ее отсутствие обязательно скажется на плотности аккумулятора. В современных устройствах она должна составлять 1,27 г/см3.
Из-за нарушения плотности электролит способен замерзнуть. Причем это может произойти даже при температуре минус 5 градусов.
Высокая концентрация кислоты негативно скажется на свинцовых пластинах. Прежде всего, на стенках будет оседать большое количество солей, что в итоге приведет к их разрушению.
Испарение воды из батареи – это нормальное явление в процессе эксплуатации автомобиля. Особенно оно заметно в жару. Поэтому в летний период следует чаще проверять жидкость в обслуживаемых аккумуляторах.
Как правильно залить дистилят в АКБ
Прежде всего, необходимо усвоить, что свинцовые пластины не должны быть сухими. Уровень жидкости обязан скрывать их полностью. Обычно на многих обслуживаемых аккумуляторах это составляет 10-25 мм выше от верхнего края пластины. Если этот объем изменяется, то возможно негативные последствия:
Когда электролита мало АКБ начинает быстро садиться и выходит из строя. В некоторых случаях из-за перегрева может произойти даже взрыв.
Если воды слишком много, то теряется плотность (нормой считается показателем 1,27 г/см3). Активно начинают выделяться пары и оседать в виде окислов, в первую очередь на клеммах.
Важно понимать, что перелив не столь опасен, сколько нехватка жидкости. Обычно о снижение плотности говорит неэффективность аккумулятора при запуске двигателя, особенно в зимний период.
Залив воды регламентируют следующие правила:
- Если аккумулятор обслуживаемый, в первую очередь необходимо выкрутить все верхние пробки банок. Воспользоваться можно большой крестовой отверткой или даже монетой.
- При помощи мерного инструмента или обычный прозрачной пластиковой трубки определяют объем жидкости. Для этого нужно отмерить на ней 10 мм. Трубка должна упереться в край пластин.
- Пальцем зажать верхнюю часть трубки. Аккуратно извлечь ее из банки и определить уровень.
Если раствора не хватает, то сделать залив в необходимом объеме.
При чрезмерном количестве жидкости, ее убирают с помощью ареометра или медицинского шприца. Но в этом случае необходимо добавлять уже электролит, так как дополнительный дистиллят обязательно снизит плотность со всеми вытекающими из этого последствиями.
Обслуживание аккумуляторной батареи
Автомобильные аккумуляторные батареи выпускаются обслуживаемыми и необслуживаемыми. Необслуживаемые АКБ не требуют совершенно никакого вмешательства, поскольку в них невозможно добраться до банок, они герметично закрыты. Что не исключает наблюдения за корпусом, на предмет трещин и сколов, запаха или потеков. А также периодической зачистки наждачкой клемм.
Обслуживаемые батареи нуждаются в уходе и проводить его нужно несколько раз в год. Особенно полезно это делать осенью, перед морозами. Чтобы машина лучше заводилась в холодное время года и не подвела своего хозяина.
Порядок проведения будет следующий:
- снимаем АКБ с машины и размещаем в теплом помещении;
- весь корпус чистим от различных загрязнений;
- клеммы батареи зачищаем от налета доступным способом и протираем насухо;
- оставить устройство в покое на 10-12 часов. Особо это актуально зимой;
- по истечению времени проверяем уровень жидкости в банках (при необходимости доливаем);
подключить зарядное устройство.

После снятия аккумулятора, через 10 часов, нужно проверить мультиметром напряжение без нагрузки. В норме оно составляет 12,04 – 12,07 В. При применении нагрузочной вилки напряжение не должно падать меньше чем на 9,6 вольта.
С помощью ареометра следует проверить плотность, особенно в тех банках, где долив жидкости был наибольший. Затем аккумулятор подключают к заряднику, а пробки, не закручивая, раскладываются на отверстиях.
Если батарея имеет среднее техническое состояние, то производить зарядку можно в автоматическом режиме. После этого она также должна отстояться около 5 часов. Сам процесс зарядки должен производиться в теплом помещении при температуре ниже плюс 20 градусов.
В северных районах допускается плотность электролита чуть большего значения, примерно 1,31 г/см3, а для юга достаточно 1,26 г/см3. Частота профилактических мероприятий напрямую зависит от типа АКБ. В среднем это 1-2 раза в год. Некоторые модели требуют более частого осмотра, примерно один раз в квартал.
Коррекция плотности аккумуляторной батареи представляет собой довольно сложный процесс. Стоит помнить, что даже незначительные изменения свойств жидкости способны привести к разрушению свинцовых пластин или другим, более мелким, негативным последствиям.
Чтобы устройство служило весь заявленный производителем срок, необходимо дифференцированно подходить к проблеме залива жидкостей. Если есть полная уверенность в том, что падение уровня в батареи связано с утечкой, то восполнять недостаток стоит только добавлением электролита. В других случаях лучше воспользоваться дистиллированной водой.

Любитель-автомобилист. Стаж вождения 20 лет.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!