Меню

Обслуживание авто

Что заливать в аккумулятор автомобиля электролит или воду

Когда аккумулятор в машине разряжается уже после нескольких поездок, либо просто часто разряжается, нужно выяснить причину. Возможно, дело в неисправном генераторе и это тема для другой статьи. Нас же будут интересовать случаи, когда АКБ быстро разряжается и можно ли ее реанимировать.

Многие узлы в автомобиле требуют постоянного нахождения в них смазки либо жидкостей. Поэтому, чтобы аккумулятор служил максимально долго, придется следить за его состоянием и, в случае необходимости, проводить обслуживание.

В процессе работы аккумуляторная батарея теряет какое-то количество электролита за счет испарения воды. Как результат, оголяются свинцовые пластины, которые начинают разрушаться. Аккумулятор перестает заряжаться и его приходится менять на новый, что сильно недешево. Но можно, соблюдая немудреные правила эксплуатации, существенно увеличить срок его службы. А посему, выясняем, что заливать в аккумулятор, электролит или дистиллированную воду, когда это необходимо и как это правильно делать.

Изменение структуры электролита

На ухудшение свойств аккумуляторной жидкости влияют физико-химические процессы. Как результат, происходит изменение величины выдаваемого тока из-за нарушения плотности электролита. Это негативно сказывается на работе АКБ и продолжительности ее службы.

В нормальном состоянии электролит имеет 35 % серной кислоты и 65% воды. Это соотношение обеспечивает нормальную выдачу необходимого напряжения. Во время зарядки температура электролита повышается.

При электролизе образуется газ и определенный объем воды испаряется. Соответственно происходит изменение концентрации соляной кислоты. Плотность электролита повышается, но происходит снижение его емкости.

Юрий Мягченков
Юрий Мягченков
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 11 лет.
Сейчас, главным образом, выпускаются АКБ с герметичным корпусом. В этих устройствах вода, испаряясь, оседает в виде конденсата и вновь стекает в банки. Благодаря такому круговороту, раствор не меняет заданных характеристик. Это помогает работать батарее годами. В случае нарушение герметичности устройства, жидкость обязательно уменьшится.

Но имеет место и другая проблема. Это процесс сульфитации. Со временем кислотные соли постепенно оседают на свинцовых пластинах. Ситуация усугубляется, когда машину долгое время не заводят и она простаивает. Такое может произойти и во время зарядки с подачей тока большой силы. Как результат, сульфитация значительно снижает емкость АКБ и способна привести к полному выходу из рабочего состояния.

Что доливать в АКБ, если выкипела вода

Итак, что доливать, воду или электролит, зависит от конкретной причины. Ошибка в выборе приводит к порче АКБ.

  1. При вскрытии пробок в банках АКБ обнаруживается уменьшение жидкости. В этом случае, нужен электролит.
  2. Если испарилась вода, то концентрация кислоты в каждой банке может увеличиться до полутора раз. В итоге резко нарушаются физико-химические свойства, усиливается сульфитация пластин. Они начнут разрушаться намного быстрее, чем бы хотелось. В итоге аккумулятор придется менять. Этот случай предусматривает применение дистиллированной воды.
  3. В другой ситуации происходит уменьшение соляной кислоты. Долив воды разбавляет и без того низко концентрированную жидкость. В итоге зарядка может не дать положительного результата из-за нарушения плотности содержимого аккумулятора.
Читайте также:  Как поменять подшипник на генераторе Приора - ремонт своими руками

Чтобы не ошибиться в выборе необходимой жидкости, следует провести простейшие действия:

  • выбрать горизонтальную поверхность и разместить на ней АКБ;
  • очистить верхнюю часть от загрязнений и мусора;
  • выкрутить все пробки;
  • с помощью медицинского шприца вытянуть оставшуюся жидкость, которая должна выглядеть прозрачной;
  • долить дистиллированную воду и поставить заряжаться на малом токе;
  • через 3 часа проверяем плотность ареометром.

Наличие значений 1,27-1,29 г/см3, говорит о норме концентрации кислоты и выбор дистиллированной воды был правильным.

Низкое значение показателей плотности сразу после заливки жидкости в АКБ, свидетельствует о плохом смешивании кислоты с водой. Достоверные сведения ареометр покажет только через пару-тройку часов после зарядки в температурном диапазоне 15-25 градусов.

Действия, когда снизилась плотность

Следует запомнить, что электролит заливается только в том случае, если имеется полная уверенность в отсутствии испарения. При этом должны быть явные признаки протекания жидкости, например, из неплотно закрученных пробок либо газоотводной трубки.

Существуют ситуации, когда обнаруживается снижение плотности. Что предпринимать в этом случае? Несомненно одно: вовремя добавленный электролит, поможет спасти АКБ и продлить время эксплуатации.

Проверить плотность можно только с помощью ареометра. При обнаружении значений ниже 1,25 г/см3, необходимо срочно провести доливку.

Как действовать:

  • приобрести электролит с показателями 1,27 г/см3;
  • при помощи большого шприца забрать возможно больше раствора из первой банки;
  • жидкость желательно поместить в емкость с мерными значениями и записать полученный объем;
  • добавить новый электролит в 2 раза меньше взятого;
  • обязательно встряхнуть батарею.

Теперь проверяем плотность. При показателях ниже 1,25 г/см3 манипуляция повторяется. При цифрах 1,8 г/см3, необходимо доливать кислоту с плотностью 1,40 г/см3. Действуем аналогично Стоит учесть, что корректировка плотности весьма кропотливая работа и разумнее доверить ее специалистам.

Вода или электролит

Срок службы аккумуляторной батареи в среднем составляет 4-5 лет. Более дорогостоящие марки способных функционировать до 7 либо 10 лет.Такие показатели будут только при правильной эксплуатации и надежном обслуживании.

Раствор в банках должен иметь в составе точную пропорцию воды и кислоты. Это обеспечивает так называемую плотность. Изменения в ту или иную сторону приводят к различным проблемам в работе АКБ. При потере жидкости практически всегда нужен долив воды, а не электролита. Нужная плотность компенсируется в процессе зарядки.

Так какую жидкость выбрать? Вода делится на сырую, кипяченую и дистиллированную. Они практически не отличаются по внешнему виду и вкусу, однако имеют различный химический состав.

Водопроводная вода при вступлении в реакцию с кислотой, временами приводит к непредсказуемым результатам. Например, не происходит полноценного заряда. Это связано с тем, что сырая вода имеет большое количество разных солей и примесей. Даже современные фильтры не способны обеспечить качественную очистку.

Часто для долива в аккумулятор берут кипяченую воду. В процессе нагрева в ней погибают бактерии, однако соль и примеси никуда не деваются. Другими словами, присутствующие соли и взвесь будут нарушать электропроводимость и оседать на внутренних деталях батареи.

Опытные водители рекомендуют всегда иметь в машине литровую бутылку с дистиллированной водой. Когда много ездят, это количество может расходоваться за полтора или два месяца летом и три месяца зимой. Стоит помнить, что оголенные пластины после падения уровня электролита нагреваются и разрушаются.

Читайте также:  Шумит зимняя резина при езде - что можно сделать

Такая батарея может быстро выйти из строя и даже оказаться опасной. Случится короткое замыкание и машина загорится. Особенно серьезна ситуация, если под капотом присутствуют подтеки горюче смазочных материалов.

Идеальным вариантом возобновление объема жидкости в АКБ является дистиллированная вода.

В домашних условиях ее можно получить следующим образом:

  • сбор парового конденсата при кипячении, например, в чайнике или другой эмалированной посуде;
  • использование специального перегонного аппарата, через который жидкость проходит по змеевику и хорошо очищается;
  • применение специального фильтра или контейнера.

Однако, проще ее приобрести, бутыли продаются в магазинах запчастей и колдовать над сбором водяных капель над кастрюлькой или чайником — извращение.

Дистиллят не имеет запаха и вкуса, а главное, в нем полностью отсутствует вредные примеси.

Что представляет собой дистиллированная вода

Обслуживание аккумуляторной батареи требует внимательного подхода ко многим деталям. Обязательно использование в качестве заливки дистиллированной воды заключается в том, что она представляет собой не что иное, как 2 атома водорода и 1 кислорода. В ней отсутствуют какие либо примеси, это абсолютно чистая жидкость, гарантирующая нормальную работу АКБ.

Соотношение воды и кислоты должно быть два к одному. Такие условия создаются по следующим причинам:

При испарении жидкости расходуется и кислота. Ее отсутствие обязательно скажется на плотности аккумулятора. В современных устройствах она должна составлять 1,27 г/см3.

Из-за нарушения плотности электролит способен замерзнуть. Причем это может произойти даже при температуре минус 5 градусов.

Высокая концентрация кислоты негативно скажется на свинцовых пластинах. Прежде всего, на стенках будет оседать большое количество солей, что в итоге приведет к их разрушению.

Испарение воды из батареи — это нормальное явление в процессе эксплуатации автомобиля. Особенно оно заметно в жару. Поэтому в летний период следует чаще проверять жидкость в обслуживаемых аккумуляторах.

Как правильно залить дистилят в АКБ

Прежде всего, необходимо усвоить, что свинцовые пластины не должны быть сухими. Уровень жидкости обязан скрывать их полностью. Обычно на многих обслуживаемых аккумуляторах это составляет 10-25 мм выше от верхнего края пластины. Если этот объем изменяется, то возможно негативные последствия:

Когда электролита мало АКБ начинает быстро садиться и выходит из строя. В некоторых случаях из-за перегрева может произойти даже взрыв.

Если воды слишком много, то теряется плотность (нормой считается показателем 1,27 г/см3). Активно начинают выделяться пары и оседать в виде окислов, в первую очередь на клеммах.

Важно понимать, что перелив не столь опасен, сколько нехватка жидкости. Обычно о снижение плотности говорит неэффективность аккумулятора при запуске двигателя, особенно в зимний период.

Залив воды регламентируют следующие правила:

  1. Если аккумулятор обслуживаемый, в первую очередь необходимо выкрутить все верхние пробки банок. Воспользоваться можно большой крестовой отверткой или даже монетой.
  2. При помощи мерного инструмента или обычный прозрачной пластиковой трубки определяют объем жидкости. Для этого нужно отмерить на ней 10 мм. Трубка должна упереться в край пластин.
  3. Пальцем зажать верхнюю часть трубки. Аккуратно извлечь ее из банки и определить уровень.
    Если раствора не хватает, то сделать залив в необходимом объеме.
Читайте также:  Как завести машину, если сел аккумулятор

При чрезмерном количестве жидкости, ее убирают с помощью ареометра или медицинского шприца. Но в этом случае необходимо добавлять уже электролит, так как дополнительный дистиллят обязательно снизит плотность со всеми вытекающими из этого последствиями.

Обслуживание аккумуляторной батареи

Автомобильные аккумуляторные батареи выпускаются обслуживаемыми и необслуживаемыми.  Необслуживаемые АКБ не требуют совершенно никакого вмешательства, поскольку в них невозможно добраться до банок, они герметично закрыты. Что не исключает наблюдения за корпусом, на предмет трещин и сколов, запаха или потеков. А также периодической зачистки наждачкой клемм.

Обслуживаемые батареи нуждаются в уходе и проводить его нужно несколько раз в год. Особенно полезно это делать осенью, перед морозами. Чтобы машина лучше заводилась в холодное время года и не подвела своего хозяина.

Порядок проведения будет следующий:

  • снимаем АКБ с машины и размещаем в теплом помещении;
  • весь корпус чистим от различных загрязнений;
  • клеммы батареи зачищаем от налета доступным способом и протираем насухо;
  • оставить устройство в покое на 10-12 часов. Особо это актуально зимой;
  • по истечению времени проверяем уровень жидкости в банках (при необходимости доливаем);
    подключить зарядное устройство.
Юрий Мягченков
Юрий Мягченков
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 11 лет.
Категорически запрещается переворачивать АКБ. Такое допускается лишь во время промывания устройства. Но подобные меры сегодня не практикуются из-за высокого риска порчи батареи.

После снятия аккумулятора, через 10 часов, нужно проверить мультиметром напряжение без нагрузки. В норме оно составляет 12,04 — 12,07 В. При применении нагрузочной вилки напряжение не должно падать меньше чем на 9,6 вольта.

С помощью ареометра следует проверить плотность, особенно в тех банках, где долив жидкости был наибольший. Затем аккумулятор подключают к заряднику, а пробки, не закручивая, раскладываются на отверстиях.

Если батарея имеет среднее техническое состояние, то производить зарядку можно в автоматическом режиме. После этого она также должна отстояться около 5 часов. Сам процесс зарядки должен производиться в теплом помещении при температуре ниже плюс 20 градусов.

В северных районах допускается плотность электролита чуть большего значения, примерно 1,31 г/см3, а для юга достаточно 1,26 г/см3. Частота профилактических мероприятий напрямую зависит от типа АКБ. В среднем это 1-2 раза в год. Некоторые модели требуют более частого осмотра, примерно один раз в квартал.

Коррекция плотности аккумуляторной батареи представляет собой довольно сложный процесс. Стоит помнить, что даже незначительные изменения свойств жидкости способны привести к разрушению свинцовых пластин или другим, более мелким, негативным последствиям.

Чтобы устройство служило весь заявленный производителем срок, необходимо дифференцированно подходить к проблеме залива жидкостей. Если есть полная уверенность в том, что падение уровня в батареи связано с утечкой, то восполнять недостаток стоит только добавлением электролита. В других случаях лучше воспользоваться дистиллированной водой.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных