Меню

Обслуживание авто

Датчик положения заслонки дросселя ДПДЗ на Приоре

Впрысковые двигатели “напичканы” различными датчиками, которые, с одной стороны, усложняют поиск возникающих неисправностей двигателя, но, с другой стороны, делают работу двигателя согласованной, высокопроизводительной, эффективной и энергоемкой. Одним из важных датчиков в конструкции автомобиля Priora Lada является датчик положения дроссельной заслонки. Эта деталь считается важной, поскольку она напрямую влияет на работу двигателя, и если она неисправна, то значительно увеличивается расход топлива и возникает множество других проблем. И чтобы исправить ситуацию, нужно понимать, что такое ДПДЗ на Приоре, какие функции он выполняет, как работает, симптомы его поломки, а также особенности ремонта и замены.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

О ДПДЗ и его предназначении

Из названия понятно, что это устройство отвечает за положение дроссельной заслонки. Дроссельная заслонка, в свою очередь, представляет собой перепускной клапан, расположенный между воздухозаборным каналом и впускным коллектором. Этот клапан забирает воздух, смешанный с бензином, и подает его непосредственно в камеры сгорания. Приводной механизм амортизатора соединен с педалью акселератора металлическим тросом. При нажатии на педаль акселератора заслонка отклоняется на нужный угол, что необходимо для всасывания требуемого количества воздуха.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Теперь вернемся к датчику положения дроссельной заслонки в Приоре, который представляет собой электрическое устройство, посылающее сигнал в ЭБУ о величине открытия дроссельной заслонки. И на основании этой важной информации ЭБУ принимает соответствующее решение о дозировке бензовоздушной смеси. Если датчик MAP выходит из строя, то первое, что появляется на приборной панели, – это индикация Check Engine. Однако при возникновении такой неисправности двигатель будет работать, но только в аварийном режиме, т.е. когда углы подготовки топлива и опережения зажигания усредняются, что приводит к увеличению расхода топлива.

Это интересно! Важно понимать, что датчик может не только выйти из строя, но и начать давать ошибочные показания, если его компоненты изнашиваются. В этом случае нормальная работа двигателя будет нарушена, так как в зависимости от отклонения смесь будет либо обогащена, либо обеднена. Кроме того, из-за неправильной информации, получаемой ЭБУ от ДПДЗ, будет происходить неполное сгорание топлива, что приведет к увеличению выбросов отработавших газов.

Разновидности ДПДЗ на Приоре

Почему владельцам автомобилей Priora необходимо прочитать этот раздел, в котором описаны типы датчиков ДПДЗ. Ведь в случае подозрения на неисправность этого датчика важнее сначала проверить его и, в случае положительного результата, заменить. Все это так, но знание типов ДПДЗ необходимо для выбора оптимального варианта устройства для вашего автомобиля, который не только прослужит долго, но и обеспечит более эффективную и экономичную работу.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Поэтому существует два типа датчиков положения дроссельной заслонки. Они имеют соответствующие названия и отличаются по конструкции и функциям. Ниже приведен краткий обзор этих двух типов:

  1. Фольгированный (или резистивный) датчик положения дроссельной заслонки – также известен как контактный или механический датчик положения дроссельной заслонки, который имеет самую простую конструкцию и работает за счет изменения сопротивления. Он состоит из резистивных шин и подвижного ползуна, который соединен непосредственно с осью дросселя. Перемещение ползунка по дорожке приводит к изменению сопротивления, что вызывает падение напряжения в цепи. Именно по изменению напряжения ЭБУ понимает, в каком положении находится дроссельная заслонка. Наиболее распространенными датчиками экс-работы, устанавливаемыми на Приору, являются датчики фольгооптического типа, которые не требуют больших затрат. Такой датчик имеет три контакта, на один из которых подается стабилизированное напряжение 5 В, второй – земля, а третий – сигнальный контакт, с которого снимаются показания и передаются в ЭБУ.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  2. Бесконтактный или магниторезистивный датчик – это потенциометрическое устройство, состоящее из постоянного магнита, который меняет свое положение в зависимости от угла наклона дроссельной заслонки. Эти датчики являются более совершенными и точными, а также имеют более длительный срок службы благодаря отсутствию контактных элементов. В то же время они дороже резистивных устройств (примерно в два раза).

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Имея представление о том, какие бывают разновидности ДПДЗ, стоит рассмотреть особенности их эксплуатации, что будет полезно при проведении тестовых манипуляций.

Принцип работы ДПДЗ на Приоре

Полезно знать, как работают датчики положения дроссельной заслонки, чтобы определить правильный вариант для вашего автомобиля. Для начала мы остановимся на популярных моделях фолиево-резистивных устройств. Они называются фолиево-резистивными, потому что на фолиевом покрытии есть дорожка, по которой движется ползунок. Такой датчик состоит из следующих компонентов:

  • пластиковый корпус;
  • дорожка с резистором;
  • Подвижная часть в виде ползуна, который перемещается по поверхности дорожки.
Читайте также:  Как проверить катушку зажигания в автомобиле - диагностика своими руками

Теперь подробно о принципе работы такого важного изделия, которое чаще всего используется в автомобилях Priora. На дорожку подается постоянное напряжение 5 В (при включении зажигания). Другой конец дорожки подключается к заземлению автомобиля. Цепь замкнута. Третий контакт находится в положении и соединен с осью дросселя. На его выходе обнаруживается небольшое значение напряжения 0,55 В. При нажатии на педаль дроссельной заслонки дроссель отклоняется, а вместе с ним перемещается заслонка, которая изменяет сопротивление цепи.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

При открытии заслонки сопротивление увеличивается (от 1 до 3 кОм), и, следовательно, напряжение на выходе сигнального контакта увеличивается от 0,55 до 4,5 В. Изменяя значение напряжения, ЭБУ понимает, в каком конкретном положении находится дроссельная заслонка. На основании этого значения, а также данных от ДПМ, ЭБУ рассчитывает количество кислорода, необходимое для приготовления оптимальной топливной смеси.

Механический датчик со временем начинает отображать неверные данные, часто из-за истирания контактного слоя на направляющих или ползунке. Такая деталь не подлежит ремонту и в случае выхода из строя должна быть заменена.

Теперь рассмотрим особенности более продвинутого датчика, который имеет не только другую конструкцию, но и другой принцип работы. Они также устанавливаются на Priora с завода. Магниторезистивный тип ДПДЗ основан на известном всем нам эффекте Холла.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Благодаря этому эффекту датчик не имеет трущихся частей, поэтому срок его службы увеличивается. Вместо контактной пластины с дорожками в этом датчике используется постоянный магнит. В корпус также встроен чип, работающий по принципу эффекта Холла. Чип обнаруживает изменения в магнитном поле, когда меняется положение постоянного магнита, который перемещается вместе с флип-флопом. Меняющийся поток способствует генерации электрических импульсов, которые передаются в ЭБУ.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Принцип работы бесконтактного датчика

ЭБУ получает те же импульсы, что и контактные датчики, что говорит о самом главном – они взаимозаменяемы. Это очень важно, так как многие считают, что ДПД контактного типа нельзя заменить бесконтактным.

Распространенные виды поломок ДПДЗ

Если на автомобиле установлен резиновый датчик положения клапана, неисправности часто возникают из-за износа подвижного контакта или неподвижной дорожки.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

В процессе эксплуатации также может произойти окисление контактов, повреждение жил или изоляции проводов питания. Со временем пружина теряет свою упругость, что в конечном итоге приводит к ее заклиниванию.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Из строя выходят не только контактные, но и бесконтактные датчики, однако они имеют гораздо больший срок службы и не имеют особенности выдавать ошибочные данные.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Если бесконтактный датчик ДПДЗ выходит из строя, он просто перестает передавать показания в ЭБУ, что неизбежно приводит к неисправности двигателя CHECK.

Это интересно! Причиной выхода из строя датчиков приближения является сбой в сети или короткое замыкание. Эти устройства, как и пленочно-резистивные, не подлежат ремонту, поэтому их необходимо заменять.

Признаки неисправности ДПДЗ на Приоре: как определить поломку датчика

Ниже приведены характерные симптомы, указывающие на неисправность ДПДЗ на Приоре:

  • Снижение мощности двигателя;
  • Увеличение расхода топлива;
  • Рывки при ускорении автомобиля;
  • Потеря динамики;
  • Трудности с запуском двигателя (особенно в холодном состоянии);
  • Возможные детонации;
  • Плавающие обороты – если датчик показывает, что дроссельная заслонка открыта на холостом ходу, ЭБУ попытается снизить обороты, что приведет к превышению скорости;
  • задержка реакции двигателя на изменение положения дроссельной заслонки.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Индикация Check Engine отображается только при отсутствии сигнала от ДПДЗ. Соответствующие коды неисправностей отображаются на бортовом компьютере Priora:

  1. P0122 – Сигнал ДПДЗ низкий (т.е. слабый).
  2. P0123 – Уровень сигнала TDCZ высокий.

Вышеперечисленные симптомы являются лишь указанием на наличие проблемы в цепи датчика, поэтому остается определить, что именно неисправно и как можно устранить неисправность.

Особенности проверки контактного и бесконтактного ДПДЗ на Приоре: распиновка

Если вы заметили соответствующие симптомы неисправности ДПДЗ на Priora, не помешает проверить изделие, чтобы убедиться, что действительно вышел из строя датчик, а не поврежденный кабель или окислившиеся контакты в разъеме питания. Для этого необходимо знать распиновку DPDZ, как показано на схеме ниже.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Самый простой способ проверки – использовать мультиметр. Ниже приведен подробный процесс проверки ДПДЗ Priora:

  1. Проверьте исправность силовых кабелей. Отсоедините кабель питания от датчика. Подключите щупы мультиметра к контактам A и B, затем включите зажигание и проверьте напряжение. Напряжение питания должно составлять 4,8-5,2 В. Если значение отличается от этого (обычно оно ниже), ищите причину в проводе, который имеет замыкание на землю.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  2. Затем перейдите к проверке контактного датчика. Лучший способ проверить это – измерить сопротивление между контактами A и C, то есть сигнальным и плюсовым контактами. Рекомендуется проводить испытание при снятом датчике. Подключите щупы к соответствующим клеммам и измерьте сопротивление в кОм. Этот показатель должен составлять от 1 до 3 кОм. Когда вы меняете ползунок, сопротивление должно увеличиваться, очень плавно, без резких скачков. Если изображение отличается, следует заменить ДПДЗ.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  3. Другой метод испытания (подходящий как для контактных, так и для бесконтактных устройств), не требующий разборки датчика, заключается в измерении напряжения на сигнальном контакте. Однако рекомендуется применять его в исключительных случаях, поскольку это связано с нарушением целостности контактов ИС датчика. Она выполняется следующим образом: с помощью контактов подсоедините щуп мультиметра к задней стенке ИС. Подключите к клеммам B и C, т.е. к сигналу и “земле”. После подключения включите зажигание и, не запуская двигатель, измените положение дроссельной заслонки. Если напряжение плавно повышается до 5 В при максимальном открытии дросселя, то деталь в порядке. Если на контакте типа DPDZ происходят резкие изменения (скачки), изделие следует заменить. Если бесконтактный тип DPZ неисправен, напряжение не изменится или изменится, но в низком диапазоне.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Читайте также:  Датчик коленчатого вала на Приоре: принцип работы и проверка

Ниже приводится видео, в котором подробно показано, как проверить механический ДПДЗ.

Когда вы убедитесь, что датчик положения дроссельной заслонки в Приоре неисправен, его следует заменить. Не пытайтесь разбирать и ремонтировать его, так как он не подлежит ремонту.

Это интересно! Эффективность работы датчика можно проверить с помощью Bluetooth-сканера, подключенного к разъему OBD2, а также с помощью специального приложения на смартфоне.

Если ЭБУ отображает ошибку низкого уровня сигнала от датчика, проверьте питающие провода, так как, вероятно, повреждена изоляция. Если уровень сигнала высокий, вероятно, виноват сам датчик.

Где на Приоре установлен ДПДЗ: место расположения

Можно ошибиться с маслом или датчиком скорости, но не знать положение ДПДЗ в Приоре – непростительно. Если вы обладаете минимальными знаниями об устройстве автомобиля и знаете, что такое дроссельная заслонка, вы наверняка сможете найти датчик, отвечающий за ее положение.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

ДПДЗ в приоре расположен рядом с дроссельной заслонкой, но важно не перепутать это устройство с регулятором холостого хода, так как он расположен рядом. На фотографии выше показано расположение, а также внешний вид ДПДЗ на Приорате.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Зная его расположение, его легко снять для детального осмотра или замены.

Регулировка, калибровка и настройка ДПДЗ на Приоре

Необходимость в регулировке датчика положения дроссельной заслонки возникает не только при установке нового устройства, но и после разборки оригинального изделия для проверки. Что такое калибровка или настройка датчика? Это процесс, который обеспечивает правильное функционирование устройства. Когда дроссель закрыт, сигнал от датчика должен иметь минимальное значение, а когда он полностью открыт на 90 градусов, значение напряжения должно быть максимальным. Если, например, на сигнальной линии при закрытой дроссельной заслонке напряжение составляет 1 В, тогда как должно быть около 0,5 В, ЭБУ будет считать ее открытой и неправильно отрегулирует состав топливной смеси.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

При снятии штатного датчика запишите его положение на рычаге дроссельной заслонки, иначе придется выполнять процесс регулировки. Мало кто знает об этом, что в конечном итоге приводит к неисправности двигателя. Как выглядит процесс калибровки ДПДЗ на Приоре, рассмотрим ниже.

  1. Прежде всего, следует отметить, что на Приоре датчики могут быть установлены без регулировки с завода, в результате чего двигатель может работать некорректно. Поэтому при обнаружении признаков неисправности ДПДЗ стоит провести тюнинг.
  2. Процедура может быть проведена двумя способами. Первый метод требует использования диагностического оборудования (компьютер с программным обеспечением и соединительный кабель OBDII). Также можно использовать модуль Bluetooth и приложение Open Diag. Второй метод основан на использовании мультиметра. Для начала рассмотрим процедуру настройки с помощью диагностического оборудования.
  3. Первоначально установите DPDZ, но не затягивайте крепежные винты. Обязательно подсоедините кабель питания.
  4. Подключите компьютер к программному обеспечению и запустите приложение. В приложении перейдите на вкладку “Переменные”, где отображается значение сигнала от датчика DPZ.
  5. Включите зажигание и выполните диагностику. В левой колонке отображается значение положения дроссельной заслонки в процентах, а в правой – значение выходного напряжения (см. рисунок ниже).

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  6. Когда дроссельная заслонка закрыта, правая колонка должна показывать 0. Чтобы добиться этого, переместите датчик перпендикулярно оси дроссельной заслонки влево или вправо. Если невозможно установить значение 0, увеличьте (просверлите) отверстия датчика с помощью напильника.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  7. Важно расширить отверстия, чтобы можно было перемещать ДПДЗ относительно дроссельной заслонки для корректировки ее положения. На фотографии ниже показаны области на ДПДЗ, которые необходимо собрать.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  8. После этого повторите процедуру и убедитесь, что в соответствии с программой, когда дроссель закрыт, значение равно 0. В левой колонке выходное напряжение должно быть около 0,55 В. В качестве ориентира используйте процентное значение, которое должно быть равно нулю при закрытой дроссельной заслонке. Стоит проверить состояние дроссельной заслонки, так как большое количество нагара на дроссельной заслонке может привести к неправильной коррекции.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  9. Затем откройте дроссель на максимум и запишите значение в приложении. В левой колонке должно появиться значение 100%. Это указывает на то, что датчик установлен правильно и что он будет передавать правильные и точные данные о положении заслонки в ЭБУ. Установите болты крепления датчика и убедитесь, что изделие не сместилось в одну из сторон при затягивании. Если нет, повторите проверку после затягивания винтов.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Читайте также:  Как заменить ступичный подшипник на Дэу Нексия

Эта процедура является правильной и позволяет регулировать положение датчика с большой эффективностью и точностью. Если у вас нет компьютера, соединительного кабеля и приложения, настройку можно выполнить с помощью мультиметра. Процесс практически идентичен, нужно только сослаться на выходное напряжение датчика:

  1. Для этого также установите датчик на место, но не затягивайте винты.
  2. Подсоедините щупы мультиметра к клеммам датчиков B и C с помощью штырей так, чтобы не повредить изоляцию проводов.
  3. Установите мультиметр на постоянное напряжение не менее 5 В.
  4. Включите зажигание и считайте значение при закрытой дроссельной заслонке. Выходной сигнал должен быть около 0,556-0,557 В. Если значение выше, увеличьте диаметр монтажных отверстий в датчике и поверните его так, чтобы получить значение 0,55 В при полностью закрытом дросселе.

    Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

  5. По достижении этого значения откройте дроссель на максимум и определите значение напряжения. Оно должно составлять 4,56-4,57 В.

На этом процесс настройки DPDZ завершен. И вы можете проверить по звуку работающего двигателя, что датчик работает правильно.

После проделанных действий необходимо обнулить регулятор. Это можно сделать либо сняв отрицательную клемму с аккумулятора, либо несколько раз включив и выключив зажигание.

На этом процесс корректировки ДПДЗ на Приоре завершен. Остается рассмотреть, какой тип датчика лучше установить в автомобиле.

Артикул ДПДЗ, замена и выбор оптимального варианта на Приору

На Приору с завода устанавливаются как обычные механические датчики положения дроссельной заслонки, так и магниторезистивные (бесконтактные) датчики. Их можно использовать как взаимозаменяемые. Если деталь оригинальная, срок службы контактного устройства составляет 80-100 000 км пробега. По истечении этого срока могут возникнуть проблемы с этим датчиком, поэтому его следует проверить и заменить при появлении описанных выше симптомов. Его можно заменить как механическими, так и бесконтактными ДПДЗ. Изделия контактного типа производства LADA имеют оригинальный номер – 39.3855.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Датчик контактного типа легко отличить, так как он имеет круглую форму корпуса. Если вам действительно нужен качественный механический датчик на вашей Приоре, вам следует выбрать оригинальную деталь. Другие производители, такие как Hofer, Star Volt, Ricor Electronics, Omega Group и другие, также выпускают подобную продукцию. Их примерная стоимость составляет 250-350 рублей. О качестве их функционирования можно судить по принципу работы.

Оригинальные бесконтактные датчики LADA имеют номер детали 36.3855.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Если ваш автомобиль оснащен штатным механическим ДПДЗ, вы можете заменить его на бесконтактный без каких-либо модификаций и т.д. Отличительной особенностью бесконтактных устройств является квадратная форма корпуса, внутри которого находится плата с полупроводниковыми компонентами и скользящий магнит.

Стоимость датчика приближения составляет около 600 рублей. Продукция выпускается различными производителями, наиболее популярными являются модели марки “Автоэлектроника” и VTN с артикулом 3302.3855. Продукция этих производителей стоит дешевле оригинала, поэтому пользуется большей популярностью. Конечно, их качество ниже, чем у оригинальной детали.

Водители, заменившие механические устройства магниторезистивными, или бесконтактными, датчиками, сообщают о следующих улучшениях

  • отзывчивость педали акселератора;
  • улучшение ускорения;
  • скорость;
  • отсутствие рывков при переключении передач.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Бесконтактные выключатели считаются более эффективными, поэтому, если у вас есть бюджет, мы рекомендуем устанавливать именно их. Однако важно помнить, что следует выбирать только подлинные изделия, которые, в отличие от аналогов, имеют длительный срок службы и не подведут в работе.

Это интересно! Обратите внимание на то, как ползунок датчика прикреплен к оси дроссельной заслонки. Соединение должно быть в форме креста.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

Датчик положения дроссельной заслонки на Приоре относится к категории силовых устройств. При необходимости его замены процесс демонтажа занимает не более 5 минут. Для этого отсоедините кабели питания и с помощью отвертки выкрутите винты, удерживающие датчик.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ на Priora

При сборке нет необходимости затягивать крепежные детали с определенным моментом. Они затягиваются вручную. Ниже приведен видеоролик с подробным описанием процесса замены.

После установки нового датчика или оригинального датчика на место не забудьте отрегулировать его. Далее следует подробный анализ ДПДЗ на автомобилях Приора, и остается убедиться, что такая маленькая и относительно недорогая деталь, играет очень важную роль. Ведь именно глаза ЭБУ видят угол открытия дроссельной заслонки, который необходим для определения количества воздуха для подготовки топлива.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных