Меню

Обслуживание авто

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

(Last Updated On: 20.06.2023)

Содержание:

Принцип работы ЭБУ

Топливо сгорает полнее и эффективнее только в определенной пропорции с воздухом. Если топлива больше, чем воздуха (обогащенная смесь), он не сгорает полностью, что приводит к увеличению расхода топлива. Кроме того, остатки несгоревшего топлива образуют сажу, которая смешивается с маслом и оседает на клапанах и поршневых кольцах, снижая компрессию двигателя и сокращая ресурс двигателя. Если топлива меньше, чем воздуха (бедная смесь), он горит не плавно, а взрывно (детонация), в результате чего образуются микротрещины в поршне, шатуне и головке блока цилиндров (ГБЦ.

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

При разных режимах работы двигателя необходимо менять оптимальное соотношение топливовоздушной смеси. Во время резкого ускорения или работы с большими нагрузками увеличьте количество топлива (богатая смесь), чтобы избежать ударов и увеличить крутящий момент. Когда двигатель работает на холостом ходу или в режиме малой мощности, необходимо уменьшить количество топлива (бедная смесь), чтобы избежать неполного сгорания и чрезмерного расхода топлива.

ЭБУ получает информацию от различных датчиков, тем самым определяя режим работы двигателя, скорость и нагрузку на него. Датчик массового расхода воздуха (MAF) предоставляет необработанные данные, необходимые для расчета количества топлива. Ведь количество необходимого топлива зависит от количества воздуха, попавшего в цилиндры. Датчик температуры позволяет прогнозировать, как будет гореть топливо, поскольку скорость горения топливовоздушной смеси в холодном и горячем двигателе разная. Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) показывает, чего водитель ожидает от двигателя. Чем сильнее нажимается педаль акселератора, чем шире открывается дроссельная заслонка, тем больше воздуха поступает в цилиндры, а значит, крутящий момент коленчатого вала увеличивается.

Современный ЭБУ рассчитывает количество топлива не только для каждого такта двигателя, но и отдельно для каждого цилиндра. Это позволяет сделать двигатель более устойчивым и получить максимальное соотношение топлива к мощности. После получения информации от всех датчиков ЭБУ рассчитывает количество топлива для каждого цилиндра. По сигналу датчиков положения коленчатого вала (ДПКВ) и распределительного вала (ДПРВ) ЭБУ определяет время впрыска топлива в каждый цилиндр. Затем контроллер по сигналу ДПКВ определяет время создания искры зажигания в каждом цилиндре.

Если топливо заканчивается слишком быстро, взрыв обнаруживается датчиком детонации (DD). После получения сигнала от ДД контроллер немного обогащает смесь и оставляет отметку в памяти. Если детонация продолжается после того, как ЭБУ максимально обогатил топливовоздушную смесь для этого режима работы двигателя, контроллер пытается устранить детонацию с помощью последующего зажигания. Когда и это не помогает, ЭБУ выдает сигнал о неисправности двигателя «управления двигателем». Датчики кислорода (таких датчиков на первом впрыске Лады не было, поэтому в 2005-2007 годах начали устанавливать только один, начали устанавливать два датчика) определяют эффективность сгорания топлива и работу каталитического нейтрализатора. Если количество кислорода в выхлопе значительно отличается от запрограммированного в памяти контроллера, ЭБУ увеличит или уменьшит подачу топлива в небольшом диапазоне. Если диапазон регулировки недостаточен, ЭБУ подаст звуковой сигнал и включит индикатор проверки двигателя».

Описание «мозгов»

ЭБУ ВАЗ 2114 — бортовой компьютер автомобиля, предназначенный для управления основными системами автомобиля. Параметры модуля управления влияют как на функциональность некоторых регуляторов, так и на работу двигателя в целом. То есть важность этой системы нельзя отрицать.

Местоположение контроллера

В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 модуль управления установлен под центральной консолью автомобиля, в частности по центру, за панелью с магнитолой. Для доступа к контроллеру необходимо открутить защелки каркаса боковой консоли. Что касается подключения, то в модификациях Samar с двигателем объемом 1,5 литра масса ЭБУ берется из корпуса силового агрегата, от крепления крышек, расположенных справа от ГБЦ.

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

 

 

Положение ЭБУ в «Четырке»

В автомобилях, оснащенных двигателями объемом 1,6 и 1,5 литра с ЭБУ нового типа, масса берется от приварного штифта. Сама шпилька закреплена на металлическом корпусе пульта управления в тоннеле пола, недалеко от пепельницы. В процессе производства инженеры ВАЗа, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может расшататься, соответственно это приведет к неработоспособности некоторых устройств.

Читайте также:  Лада гранта shell helix hx8

Устройство и принцип работы

Блок управления электронной системой работает по показателям, полученным с датчиков:

  • скорость;
  • детонация;
  • лямбда-зонд;
  • фазы впрыска топлива;
  • положение коленчатого вала;
  • положение дроссельной заслонки;
  • расходомер воздуха;
  • температура антифриза.

На основе данных, полученных от этих контроллеров, модуль управления управляет следующими системами:

  • включить;
  • адсорбер;
  • форсунки, а также бензонасос;
  • система вентиляции и отопления;
  • программы диагностики состояния автомобилей;
  • регулятор холостого хода (видео Евгения Вехтера).
ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

 

 

Что касается устройства, то модуль управления конструктивно состоит из следующих компонентов:

  1. RAM или оперативная память. Этот модуль содержит основные данные о недавно обнаруженных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель выключает зажигание, блокировка ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные теряются.
  2. EPROM — это основной элемент системы, он содержит прошивку модуля управления. Следует отметить, что этот блок памяти содержит все необходимые данные о «четверке» системных настроек вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, СППЗУ является постоянным запоминающим устройством, поэтому записанные в него данные сохраняются даже после выключения зажигания. При необходимости этот модуль можно перенастроить, т.е перепрограммировать, что может привести к увеличению мощности и динамики автомобиля.
  3. EEPROM: основная функция этого модуля — защита автомобиля. Память EEPROM содержит информацию от установки сигнализации — пароля, а также кодировку основных параметров. Запуск двигателя возможен только в том случае, если СППЗУ успешно проверит данные, содержащиеся в памяти иммобилайзера.

Характерные неисправности: их признаки и причины

Каковы признаки неисправности ЭБУ:

  • отсутствуют управляющие сигналы от исполнительных механизмов (РХХ, расходомера, различных датчиков и т д);
  • отсутствует сигнал взаимодействия с системой зажигания, бензонасосом, форсунками и другими элементами;
  • при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
  • обгоревшие контакты и механическое повреждение устройства тоже могут быть признаком.

Какие причины способствуют выходу из строя устройства управления:

  • короткое замыкание или обрыв;
  • неправильный ремонт электрооборудования, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
  • включить разряженный аккумулятор от автомобиля при работающем двигателе;
  • выход из строя блока может спровоцировать неправильное соединение клемм АКБ — больше вместо меньше и наоборот;
  • отключение контактов АКБ при работающем двигателе;
  • попадание влаги на плату электронного модуля системы;
  • механическое повреждение устройства в результате аварии (автор видео о ремонте блока управления в гараже — канал Auto Practice).
ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

 

 

Схема распиновкм ЭБУ Январь 7.2 ВАЗ 2114

В контроллере ВАЗ 2114 очень часто случаются поломки. В системе есть функция самодиагностики: ЭБУ опрашивает все узлы и делает вывод об их пригодности для работы. Если какой-либо элемент вышел из строя, на приборной панели загорится сигнальная лампа «Check Engine».

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

Распиновка ЭБУ 7.2 Январь

узнать, какой датчик или исполнительный механизм вышел из строя, можно только с помощью специального диагностического оборудования. Даже с помощью знаменитого OBD-Scan ELM-327, полюбившегося многим за простоту использования, можно считать все параметры работы двигателя, найти ошибку, устранить ее и стереть из памяти ВАЗ 2114 ЭБУ.

 

На ВАЗ 2114-15 устанавливались ЭБУ следующих моделей:

  • Январь («4», «5.1.X», «7.2»);
  • BOSCH («M1.5.4», «M7.9.7»);
  • ИТЭЛМА 5.1;
  • ГМ-09.

Как снять и заменить неисправный ЭБУ на ВАЗ 2114

При проведении работ по снятию ЭБУ ВАЗ 2114 не касайтесь клемм руками. Электроника может быть повреждена электростатическим разрядом.

  1. Отверткой открутите 3 самореза правой облицовки консоли панели приборов и снимите ее.ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает
  2. Освобождаем фиксатор замка с проводами
  3. Отсоедините блок от ЭБУ.ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает
  4. Гаечным ключом на 10 мм открутите 4 гайки, которыми ЭБУ крепится к кронштейну.
  5. Выдвигаем ЭБУ вперед и вынимаем из-под консоли.ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает
  6. Снимите ЭБУ с кронштейна.ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает
  7. Установите ЭБУ в обратном порядке.
Читайте также:  Колеса в шымкенте лада

Частые неисправности электронного блока управления ВАЗ

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

Поскольку контроллер представляет собой сложное электронное устройство, не исключено, что ЭБУ выйдет из строя. Как правило, причины неисправности ЭБУ могут быть разными, от механического повреждения до программного сбоя.

Например, частыми причинами выхода из строя являются перегрев или утечка жидкости. Как показывает практика, на Ладе Самара ЭБУ находится возле радиатора печки. Нетрудно догадаться, что утечка из радиатора и попадание охлаждающей жидкости в контроллер часто выводят из строя это устройство.

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое диагностический адаптер ELM327. Из этой статьи вы узнаете назначение, функционал и особенности выбора сканера ELM327. Кроме того, скачки напряжения в бортовой сети приводят к тому, что перегорают отдельные детали в устройстве блока управления, страдает банк памяти с прошивкой. Например, это происходит, если клеммы аккумулятора погаснут. Кроме того, неисправность при контакте со свечами зажигания или высокое сопротивление взрывоопасных проводов формируют электродвижущую силу в первичной обмотке катушки зажигания. Результат — отказ выходных транзисторов блока управления.

В этом случае проверочный двигатель не всегда включается на панели, однако двигатель не работает должным образом. В такой ситуации, когда других причин не выявлено, необходима не диагностика двигателя и систем, а профессиональная диагностика ЭБУ автомобиля, которую может сделать только опытный специалист. Часто после проверки может потребоваться замена накопителя, так как часто не рекомендуется ремонтировать компьютер.

Отличия блоков управления

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

Блоки управления предыдущих моделей работали с ограниченным количеством датчиков, поэтому они не могли гарантировать качественную работу двигателя и подготовку топливовоздушной смеси. Отсутствие поддержки датчика фаз (ДПРВ) привело к тому, что контроллер не определял, какой цилиндр работал в данный момент, поэтому впрыскивал топливо не в камеру сгорания, а в воздушный коллектор. Устройства, работавшие в этом режиме, получили название ЭБУ центрального впрыска.

Установка фазового датчика на двигатель позволила четко определить порядок работы цилиндров, благодаря чему топливо рассчитывалось отдельно для каждой камеры сгорания. Устройства, работающие в этом режиме, получили название ЭБУ многоточечного впрыска. Со временем блоки управления совершенствовались все больше и больше. Подставка кислородного датчика давала возможность более точно регулировать сгорание топлива. Поддержка двух кислородных датчиков позволила перейти на более высокие стандарты токсичности, поскольку в этом случае можно было эффективно использовать каталитический нейтрализатор. Внедрение каждой новой модели ECU принесло с собой новые функции, которые снижают расход топлива, увеличивают мощность или ресурсы двигателя и делают вождение более комфортным.

Контроллер представляет собой сложное электронное устройство, микрокомпьютер, поэтому выход из строя или неправильная работа какого-либо элемента приводит к выходу из строя всего ЭБУ. В большинстве случаев определить неисправность ЭБУ можно только методом устранения, проверив работу всей форсунки. О том, как это сделать, читайте в статье «Диагностика форсунок».

Преимущества турбинного двигателя

Причины неисправностей ECU

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

На первом (ВАЗ 2108 — 21099) и втором (ВАЗ 2113 — 2115) семейства «Самара» ЭБУ установлен в очень неудачном месте, так как рядом с ним стоит радиатор печки.

Если хомуты ослаблены или протекает шланг / радиатор, велика вероятность попадания охлаждающей жидкости в ЭБУ, в результате чего он выйдет из строя. Если во время работы двигателя по какой-либо причине ухудшился контакт между аккумулятором и какой-либо клеммой, напряжение питания компьютера резко возрастает и становится нестабильным, что может привести к выгоранию отдельных элементов контроллера. Плохой контакт со свечами зажигания или высокое сопротивление высоковольтных проводов приводят к появлению ЭДС (электродвижущей силы) в первичной обмотке катушки зажигания, что может привести к пробою выходных транзисторов ЭБУ. Скачки напряжения часто приводят к повреждению «прошивки» — алгоритма действий, записанного в памяти ЭБУ. В результате двигатель начинает плохо работать, но индикатор Check Engine не горит.

Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, проверить свой блок не так-то просто, но имея теоретические знания, вполне возможно применить на практике.

Читайте также:  Какое масло лучше заливать в двигатель. Подбор автомасел — краткий ликбез по моторным маслам

Необходимые инструменты и оборудование

Чтобы самостоятельно проверить работоспособность модуля, вам нужно будет выполнить ряд шагов для подключения к ЭБУ.

Для проведения проверки вам потребуются следующие устройства и предметы:

  1. Осциллограф. Понятно, что такое устройство есть не у всех автомобилистов, поэтому при его отсутствии можно использовать компьютер с предустановленным на нем необходимым диагностическим ПО.
  2. Кабель для подключения к устройству. Вам необходимо выбрать адаптер, поддерживающий протокол KWP2000.
  3. Программное обеспечение. Найти диагностическое программное обеспечение сегодня не проблема. Для этого просто проследите за сетью и найдите подходящую программу для своего автомобиля. Программа подбирается с учетом автомобиля, так как на разных машинах устанавливаются разные блоки управления.

Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

1. Ноутбук для проверки

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

2. Адаптер для подключения

ЭБУ — электронный блок управления двигателем — что это и как работает

3. Диагностическое программное обеспечение KWP_D

Алгоритм действий

Процедура диагностики электронной системы управления обсуждается ниже на примере модуля Bosch M 7.9.7. Данная модель блока управления — одна из самых распространенных не только в отечественных автомобилях ВАЗ, но и в иномарках. Также следует отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

  1. Прежде всего, используемый адаптер необходимо подключить к компьютеру или ноутбуку, а также к самому ECM. Для этого подключите один конец кабеля к выходу на устройстве, а другой — к выходу USB на компьютере.
  2. Далее нужно повернуть ключ в замке зажигания автомобиля, но запускать двигатель не нужно. При включенном зажигании вы можете запустить диагностическую утилиту на своем компьютере.
  3. После выполнения этих действий на экране компьютера должно появиться окно с сообщением, подтверждающим успешный запуск диагностики неисправностей в контроллере. Если по какой-то причине сообщение не появляется, необходимо убедиться, что компьютер успешно подключился к контроллеру. Проверьте качество связи и кабельного соединения между устройством и ноутбуком.
  4. Затем на дисплее ноутбука должна появиться таблица, в которой будут указаны основные технические характеристики и параметры транспортного средства.
  5. На следующем этапе нужно обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут отображаться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Чтобы их расшифровать, вам нужно перейти в другой раздел, который обычно называется Коды, или воспользоваться технической документацией вашего автомобиля.
  6. Если в этом разделе нет ошибок, теперь можно не беспокоиться, так как двигатель автомобиля работает безупречно (автор видео о ремонте ЭБУ в домашних условиях — канал AUTO CUT).

Но этот вариант проверки более актуален, если компьютер видит блок. Если у вас возникли проблемы с подключением к нему, вам понадобится схема подключения устройства и мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно приобрести в любом тематическом магазине, а схема подключения ЭБУ должна быть в сервисном руководстве. Саму схему нужно изучить с особой тщательностью, это потребуется для проверки.

В том случае, если ECM указывает на определенный блок и не показывает случайные данные, то, согласно схеме, его необходимо найти и озвучить. Если нет точной информации, единственный выход — диагностировать всю систему, как мы уже говорили выше, сбои считаются одной из основных неисправностей.

После обнаружения неисправности необходимо проверить сопротивление и точно определить, где закреплен кабель. Соответствующий новый провод потребуется припаять параллельно старому, если причина кроется в поломке, эти действия устранят неисправность. Во всех остальных случаях проблему могут решить только квалифицированные специалисты.

 

Источники

  • https://VipWash.ru/dvigatel/blok-upravleniya-dvigatelem-vaz-2108-2115
  • https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2115/8938-ebu-na-vaz-2115-poshagovoe-rukovodstvo-kak-ustanovit.html
  • https://automotocity.com/avtovaz/kak-opredelit-neispravnost-jebu-vaz-2115.html
  • https://auto-tunes.ru/remont/oshibka-blok-upravleniya-dvigatelem.html
  • http://KrutiMotor.ru/elektronnyj-blok-upravleniya-vaz-ebu-vaz-gde-nahoditsya-vidy-ebu-vaz-vzaimozamenyaemost/

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных