Меню

Обслуживание авто

Катколлектор или каталитический нейтрализатор Приора

На заводе Thunderbirds оснащаются устройствами, называемыми каталитическими преобразователями. Полное название этих деталей – каталитические конвертеры или каталитические преобразователи. Они начали использоваться с появлением двигателей с впрыском топлива и введением стандарта Евро-2 и более высоких экологических стандартов. Эти устройства являются практически неотъемлемой частью выхлопной системы современного автомобиля и служат для снижения токсичности выхлопа. Как и многие другие детали, каталитические преобразователи имеют тенденцию выходить из строя в течение срока службы автомобиля и могут вызвать ряд проблем, не только в виде загрязнения воздуха, но и с точки зрения производительности двигателя. Нужно ли удалять катализатор на Приоре или как правильно устранить неисправность этого устройства, рассмотрим более подробно.

Коллектор Priora или каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов Приора: конструктивные особенности и назначение

Многие люди не вникают в особенности функционирования таких устройств, как каталитические нейтрализаторы, поэтому на вопрос, каково их назначение, есть простой ответ – они нужны для уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу (на 90-95%). Конечно, это правильный ответ, но как происходит процесс?

Чтобы легко понять назначение каталитического нейтрализатора в Приоре и других современных автомобилях, необходимо знать следующую информацию:

  1. Такое устройство используется для снижения токсичных выбросов в атмосферу, что достигается путем отделения азота и кислорода от оксидов. Конструкция помогает сжигать угарные газы и несгоревшие углеводороды в камере сгорания.

    Коллектор Priora или каталитический нейтрализатор

  2. Причина, по которой устройство называется катализатором, заключается в том, что в химии это вещество, которое ускоряет и создает химические реакции. Эти вещества представляют собой различные виды драгоценных металлов, начиная от меди и заканчивая такими дорогостоящими компонентами, как золото, родий, палладий и другие.
  3. Когда в двигателе внутреннего сгорания происходит сгорание топлива в камерах сгорания, выхлопные газы поступают в выпускной коллектор. Состав этих газов сильно варьируется и напрямую зависит от соотношения топлива и воздуха. Выхлопной газ содержит как совершенно безвредные вещества (азот, воду и углекислый газ), так и компоненты, которые являются токсичными, канцерогенными и очень опасными для человека и окружающей среды. К ним относятся углеводороды, оксиды азота и угарный газ. Каталитические нейтрализаторы используются для предотвращения попадания этих опасных компонентов в атмосферу.

Коллектор Priora или каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор в Приоре и других автомобилях работает не сразу после холодного запуска двигателя, а через некоторое время, пока керамическая сотовая структура не прогреется (существуют также металлические структуры, которые более эффективны и устойчивы к ударам). Компоненты на основе керамики используются в автомобилях Priora. Их основное преимущество – низкая стоимость по сравнению с металлическими наполнителями. На эти соты нанесено покрытие из драгоценных металлов: родия, палладия, платины, золота и так далее.

Проще говоря, когда вредные вещества проходят через каталитический конус в выхлопной трубе, они нейтрализуются или дезактивируются:

  • несгоревшие частицы топлива сгорают на сотах;
  • Платина и палладий уменьшают количество несгоревшего топлива и угарного газа, сжигая их;
  • платина и родий снижают выбросы оксидов азота;
  • Оксиды углерода реагируют с несгоревшим кислородом, образуя углекислый газ.

Все эти процессы, происходящие внутри прибора, способствуют изменению состава отработанного газа. Если каталитический нейтрализатор исправен, то выхлопной газ будет состоять из воды, углекислого газа и азота.

Интересно! Химические реакции происходят только при высоких температурах (около 700-900 градусов). Поэтому некоторые вредные вещества выбрасываются в атмосферу при запуске двигателя и до его прогрева.

Почему катализаторы на Приоре выходят из строя

Отказы каталитических нейтрализаторов в автомобилях вызваны различными факторами. Керамические устройства характеризуются следующими эффектами:

  1. Механические удары, в результате которых соты трескаются и крошатся.
  2. Попадание воды в горячий корпус каталитического нейтрализатора. Обычно это происходит, когда автомобиль въезжает в большую лужу воды. Соты крошатся, как при механическом ударе.
  3. Неисправность в системе зажигания. Заглохание двигателя или невозможность повторного запуска при горячем каталитическом нейтрализаторе может привести к воспламенению паров бензина и воздуха в выхлопной системе. Эти взрывы очень опасны для каталитического нейтрализатора, который также имеет сотовые керамические ячейки, которые разрушаются. Важно понимать, что воспламенение паров бензина в выхлопной системе происходит только при нагревании каталитического нейтрализатора.
Читайте также:  Какие двигатели устанавливали на Приоры - priora-expert.ru

Накладка или каталитический нейтрализатор Prora

Это один из важных негативных факторов, который может сократить срок службы каталитического нейтрализатора. Средний срок службы керамического устройства составляет 150 000 – 200 000 км. Однако они могут прослужить и дольше, и это прекрасно. Изделия из металлических сот служат еще дольше. Однако срок службы как керамических, так и металлических устройств может быть сокращен по ряду других причин:

  • Плохое качество топлива или использование этилированного бензина;
  • попадание масла в выхлопную систему, которое быстро забивает соты;
  • попадание антифриза и других жидкостей в выхлопную систему;
  • Длительная работа двигателя на обогащенном топливе, что способствует засорению сот сажей и углеродистыми отложениями. Обычно это происходит, когда двигатель переходит в аварийный режим. Чтобы минимизировать вероятность сокращения срока службы каталитического нейтрализатора, следует своевременно устранять неисправности, которые приводят к срабатыванию двигателя (например, повреждение лямбда-зонда на модели Priora);
  • Постоянный холостой ход двигателя, частое стояние в пробках и постоянный запуск и прогрев двигателя.

Интересно! Может быть повреждена не только внутренняя (рабочая) часть каталитического нейтрализатора, но и корпус, как видно на рисунке ниже. Повреждения можно устранить с помощью аргоновой сварки.

Накладка или каталитический нейтрализатор Prora

Все эти причины способствуют сокращению срока службы самого важного, но и самого дорогого компонента современного автомобиля. Оригинальные каталитические преобразователи очень дороги из-за наличия в их конструкции драгоценных металлов.

Интересно! Удаление каталитического нейтрализатора в автомобиле приводит к снижению расхода топлива. Однако это число ничтожно мало и почти незаметно.

Какие признаки говорят, что на Приоре вышел из строя катализатор

Неисправный каталитический нейтрализатор в приоре приводит не только к выбросу вредных и токсичных веществ в атмосферу, но и к другим неприятным проявлениям. К ним относятся:

  1. Ухудшение динамических характеристик двигателя. Автомобиль начинает “тупить”, теряет тягу снизу, медленно набирает обороты и плохо разгоняется. Водитель также может обнаружить такие симптомы, как неспособность достичь высоких оборотов (выше определенных значений, обычно до 3 000 об/мин).
  2. Изменение поведения двигателя при работе. Это проявляется, когда бензиновый двигатель начинает работать как дизельный.
  3. Повышенная вибрация при работе двигателя, а также характерный звон и дребезжание выхлопной системы.
  4. Во время ускорения из выхлопной трубы вылетают мелкие частицы или серая пыль. Это компоненты сот каталитического нейтрализатора.
  5. Ошибки в ЭБУ или при чтении ELM327, которые указывают на неисправность второго лямбда-зонда. Эти ошибки перечислены ниже. Однако они являются косвенным признаком того, что каталитический нейтрализатор вышел из строя.
  6. Повышенный расход топлива.
  7. Выхлопная труба может быть красного цвета, что хорошо видно в темноте.
  8. Резкий запах, исходящий из выхлопной трубы.
  9. Трудности с запуском двигателя. Двигатель может заглохнуть на холостом ходу.

Накладка или каталитический нейтрализатор Prora

Все вышеперечисленные симптомы вызваны снижением потока выхлопных газов. Выхлопные газы из выхлопной системы двигателя скапливаются в корпусе каталитического гермомешка, что приводит к повышению давления. Поскольку выхлопным газам некуда деваться, двигатель не может работать на полную мощность. Он начинает “задыхаться” в своих выхлопных газах, откуда и появляются признаки.  

Также стоит обратить внимание на пробег автомобиля. На Приоре каталитические нейтрализаторы обычно “служат” не менее 100 000 км. Проблемы с ними начинаются после 120 000 км. Однако все зависит от различных факторов, и если автомобиль используется на короткие расстояния, но при этом эксплуатируется ежедневно и долго прогревается, симптомы неисправности каталитического нейтрализатора могут проявиться гораздо раньше.

Интересно! Неисправный каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту. Если он не подходит, его необходимо заменить или удалить (подробнее об этом ниже). Вышедший из эксплуатации каталитический нейтрализатор не обязательно сознательно утилизировать, поскольку такие устройства скупаются “охотниками” за драгоценными металлами.

Разновидности каталитических нейтрализаторов на Приору: какой лучше выбрать на замену

Автомобили ВАЗ-2170 оснащаются различными типами двигателей (21114, 21116, 21124, 21126 и 21127). В линейку входят как 8-клапанные, так и 16-клапанные двигатели (все объемом 1,6 литра). Каталитические преобразователи, используемые на автомобилях, различаются в зависимости от типа двигателя. На Приору устанавливаются следующие каталитические нейтрализаторы, которые имеют соответствующие артикулы:

  1. 11183-1203008-00 – устанавливается на 8-клапанные двигатели автомобилей Priora и других марок автомобилей от АВТО-ВАЗ. Существует две модификации: новая и старая.
  2. 11194-1203008-10, 11, 12 и 13 – устанавливались на 16-клапанные двигатели автомобилей Priora.

    Накладка или каталитический нейтрализатор Prora

Читайте также:  Схема предохранителей ВАЗ 2110 (инжектор, 8 и 16 клапанов)

Существуют также различные модификации каталитических нейтрализаторов для Priora, которые устанавливались на разные типы двигателей, но почти все они взаимозаменяемы.

Накладка или каталитический нейтрализатор Prora

Они отличаются не только внешними характеристиками, но и материалами и способами изготовления. Различные производители предлагают роликовые коллекторы для Priora, которые изготавливаются из стали и чугуна. Стальные варианты изготавливаются методом ковки и сварки, а чугунные – методом литья.

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

В продаже имеются агрегаты таких производителей, как “РоскатАвто”, Delphi, продукция Уральского электротехнического завода и др. При выборе нового каталитического нейтрализатора, пожалуйста, обратитесь к номеру детали, указанному на корпусе компонента, установленного на автомобиле.

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Рекомендуется выбирать каталитический нейтрализатор для вашего автомобиля по этому номеру. Цена таких изделий зависит от производителя и составляет от 2-3 тысяч рублей. Однако, выбирая неоригинальные варианты, владелец рискует тем, что устройство вряд ли прослужит 50 000 км пробега.

Интересно! Выбирая между изделиями по материалу изготовления из стали и чугуна, лучше отдать предпочтение модификациям второго типа. Они не только служат дольше и вам не нужно беспокоиться о возможности повреждения кузова, но и работают гораздо тише (не издают неприятного звонкого звука на скорости выше 2500 об/мин).

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Цена чугунной впускной трубы с катализатором выше, чем у металлических аналогов, но водитель будет наслаждаться приятной работой двигателя.

Ниже приведена схема впускной трубы каталитического нейтрализатора и ее компонентов с указанием их номеров и артикулов, которые могут понадобиться для проведения работ по замене изделия.

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Схема выхлопной трубы Priora с каталитическим нейтрализатором

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

В качестве альтернативы новому каталитическому нейтрализатору можно приобрести подержанные компоненты на свалке. Такие устройства будут стоить значительно дешевле, но самое главное при покупке – указать пробег автомобиля, с которого была снята деталь соответствующего типа.

Интересно! В Приоре каталитический нейтрализатор соединен с выпускным коллектором, поэтому это устройство называется каталитическим нейтрализатором или приемной трубой каталитического нейтрализатора.

Особенности правильной замены катколлектора на Приоре: подробная инструкция с фото

При наличии признаков неисправности каталитического нейтрализатора в Приоре рекомендуется заменить изделие. Предварительно можно разобрать деталь и заглянуть внутрь, и если вы обнаружите примерно такую картину, как на рисунке ниже, то можете спокойно производить замену без лишних рассуждений и поисков истины.

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Затронем еще одну интересующую многих тему – стоит ли менять каталитический нейтрализатор на новый, или лучше отказаться от него и установить выпускные коллекторы Stihger или паук 4-2-1?

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Правильный подход заключается в использовании нового каталитического нейтрализатора (в худшем случае – подержанного). Его полное удаление приведет не только к загрязнению окружающей среды, но и к неправильной работе двигателя, что связано с соответствующим сигналом от диагностического датчика кислорода к ЭБУ. Проблема может быть решена установкой бампера на датчик или прошивкой мозгов со снятым вторым лямбда-зондом. Однако давайте сначала рассмотрим правильный путь и заменим непригодный каталитический нейтрализатор на Priora на исправный.

Процедура осуществляется путем выполнения ряда шагов:

  1. Подгоните автомобиль к смотровой яме. Разборка и большая часть работы будет производиться снизу. Снимите крышку двигателя. Рекомендуется нанести смазку WD-40 или тормозную жидкость на все резьбовые детали.
  2. Приступайте к демонтажным работам. Сначала открутите три гайки, крепящие фланец трубы дополнительного глушителя к роликовому коллектору, используя гаечный ключ на 13 мм.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  3. Отсоедините фланец трубы вспомогательного глушителя и отложите в сторону.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  4. Отсоедините датчики кислорода (№ 1 и № 2). Затем открутите оба датчика с помощью накидного ключа “22” или специальной головки.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  5. С помощью ключа “на 13” открутите два винта, крепящих нейтрализатор к кронштейну.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  6. Ослабьте болты на кронштейне каталитического нейтрализатора с помощью гаечного ключа “на 13”. Однако сделать это нелегко, поскольку дотянуться до этих предметов практически невозможно. Если их не удается открутить, каталитический нейтрализатор можно снять вместе с кронштейном.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  7. Дальнейшие манипуляции осуществляются снизу.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  8. Сначала с помощью ключа “на 15” открутите болт, крепящий заднюю опору двигателя к кузову (обозначен № 1 на фото ниже). Затем открутите винт №2 (с помощью ключа “на 15”), крепящий заднюю опору двигателя к кронштейну двигателя, и снимите его.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  9. С помощью ключа №13 ослабьте 3 гайки, крепящие задний кронштейн к головке цилиндра.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  10. Стрелка ниже показывает, где находится деталь.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  11. Ключом “на 13” открутите 8 гаек, которыми крепится каталитическая прокладка. Отложите в сторону кронштейн впускной трубы насоса охлаждающей жидкости, который крепится через шпильку головки блока цилиндров.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  12. Снимите каталитический канал со смотрового воздуховода.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Читайте также:  Почему скрипят дворники на лобовом стекле машины - как избавиться от скрипа

Установите новый компонент в порядке, обратном снятию. При установке нового каталитического нейтрализатора обязательно используйте новые прокладки под головкой блока цилиндров и в месте соединения с фланцем трубы вторичного глушителя. Резьбовые части соединителей рекомендуется обрабатывать графитовой смазкой.

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Инструкция по разборке кулисного переключателя Priora

Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Инструкция по демонтажу коллектора коромысел Priora Интересно! Двигатели с непосредственным впрыском топлива или с установленными широкополосными лямбда-зондами не требуют роликовых коллекторов.

Удаление катализатора Приора: нужно ли это делать?

Если каталитический нейтрализатор автомобиля неисправен, его необходимо срочно заменить, как подробно описано в предыдущем разделе, или удалить. Многие прибегают к удалению каталитического нейтрализатора в приоре. Однако этот метод нельзя назвать простым, и далее мы будем рассматривать все по порядку. Избавиться от каталитического нейтрализатора на Приоре можно следующими способами:

  1. Снимите каталитический нейтрализатор, разрежьте его и очистите все внутренности. После этого сварить деталь, установить ее на место и продолжить дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

  2. Вместо каталитического нейтрализатора устанавливаются штатные выпускные коллекторы Spider 4-2-1, Stinger и других вариантов.

    Триммер Prora или каталитический нейтрализатор

Какой бы вариант вы ни выбрали, вам также потребуется выполнить следующие манипуляции:

  1. Не забудьте установить на место лямбда-зонды, так как они влияют на работу двигателя.
  2. Если каталитический нейтрализатор удален, второй датчик (расположенный за силовым агрегатом) покажет ошибку. Устранить эту неисправность можно двумя способами. Один из них – установка проставки, которая позволит прибору отображать оптимальное значение кислорода в выхлопных газах. Второй способ заключается в перепрошивке мозгов и электронном удалении второго датчика из цепи двигателя. Физически его можно оставить на месте. Однако второй вариант часто используется, если неисправен лямбда-датчик. Если датчик работает, гораздо проще просто установить бампер и продолжать эксплуатацию автомобиля.

Накладка или каталитический нейтрализатор Prora

После удаления каталитического нейтрализатора рекомендуется еще одна модификация выхлопной системы автомобиля. Для этого используется пламегаситель. Эту роль будет выполнять каталитический нейтрализатор, и теперь, в его отсутствие, выхлопная система станет намного горячее, ускоряя процесс повреждения ее целостности. Пламегасители решают эту проблему. Устройство может быть установлено либо внутри глушителя, где находился каталитический конус, либо непосредственно за выпускным коллектором.

Коллектор Prora или каталитический нейтрализатор

Важно отметить, что при удалении каталитического нейтрализатора автомобиль не будет соответствовать нормам выбросов Евро-3. Кроме того, если раньше, находясь рядом с автомобилем (при работающем двигателе), вы не чувствовали неприятного запаха в выхлопе, то теперь он будет присутствовать постоянно, как в карбюраторных автомобилях.

В итоге, использование каталитического нейтрализатора в конструкции автомобиля не оказывает положительного влияния на работу двигателя. Его основная функция заключается лишь в нейтрализации токсичности выхлопных газов. Теоретически его можно удалить, и многие так и делают, и даже при этом в некоторой степени увеличивается рабочий ресурс двигателя внутреннего сгорания. Однако это не исключает вероятности наличия других проблем, например, трудностей с прохождением технического обслуживания. Однако удалять или нет каталитический нейтрализатор на Приоре – это личное дело каждого автовладельца, и ему решать, что предпочтительнее: загрязнение окружающей среды и неприятный запах выхлопа или соответствие стандартам Евро-3.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных