На Приоре2 не работают повороты и все о ЦБКЭ на авто
Ряд технологических решений используется автопроизводителями с основной целью повышения комфорта и безопасности эксплуатации автомобиля. Одним из таких компонентов является CBCE, или центральный блок кузовной электроники. В этом материале мы сосредоточимся на рестайлинговых автомобилях Priora и проблемах, возникающих с CBCE. Такой прибор многофункционален и выполняет большое количество опций. В автомобилях ВАЗ такая новинка часто становится причиной различных поломок, поэтому стоит более подробно рассмотреть назначение CBKE на Priora2, разновидности агрегатов, а также основные виды их поломок.
Содержание:
Что же такое ЦБКЭ и основное предназначение устройства
Основной целью внедрения CBKE в автомобили семейства ВАЗ является повышение функциональности электрооборудования. Устройство состоит из электронной платы с полупроводниковыми компонентами (драйверы, конденсаторы, резисторы, реле), собранными по определенной схеме. Ниже приведена фотография CECE Priora 2 в разобранном виде.
Ниже описаны функции, выполняемые блоком кузовной электроники в рестайлинговых версиях Priora. Их стоит знать, если какая-либо электроника неисправна.
Функциональность Priora2 CBDE
Казалось бы, такое полезное устройство должно действительно повысить удобство и, прежде всего, безопасность автомобиля. Однако это не относится к семейству автомобилей ВАЗ, где после внедрения таких агрегатов стали возникать различные неисправности. И справиться с ними порой без опытного электрика или даже специалиста по электронике просто нереально. Однако самое страшное в использовании таких блоков управления – это то, что автомобили могли и могут вспыхнуть без всякой причины. Хотя, причина уже известна, и заключается она в том, что когда через устройство проходит большой ток, пластик начинает плавиться, а провода – гореть, что приводит к пожарам и не самым приятным последствиям. Если вам интересно, вот разновидности электронных блоков кузова, которые устанавливались на автомобили Priora2.
Разновидности ЦБКЭ на Приора 2: артикул, описание
Центральные блоки кузовной электроники, также известные как блоки комфорта, устанавливались с завода как на Priora1, так и на Priora2. В предпусковых Priora использовались только ранние версии этих устройств, которые известны как дистанционные контроллеры трансмиссии. Они имеют три выхода для подключения и несовместимы с блоками для Priora2, где для подключения используются четыре выхода. Позже в этой статье мы поговорим о 4-выходных блоках для Priora2.
Priora2 оснащена следующими модификациями CSCE:
- 21900-3840080-10 – используется на вагонах Priora2 в конфигурации ‘Norma’.
- 21900-3840080-20 – используется в Priora2 с модификацией Luxe.
- 21900-3840080-11 – используется на автомобилях Priora2 с отделкой “Normal” и “Standard” до 2016 модельного года.
- 21900-3840080-21 – используется на ранних моделях Priora2 2014-2015 модельного года в комплектациях “Люкс” и “Стандарт”.
- 21900-3840080-15 – используется на Priora2 в комплектации “Стандарт”.
- 21900-3840080-50 и 21900-3840080-60 – изготавливаются для замены агрегатов с индексом 10 и 20 соответственно.
Такие агрегаты используются и на других автомобилях ВАЗ: Granta, Kalina2.
Разъемы для подключения ЦБКЭ и их распиновка
Блок корпусной электроники для Priora2 имеет 4 разъема XP1-4, каждый из которых имеет уникальную конструкцию, отличающуюся соответствующим количеством контактов. Неправильная установка разъемов практически невозможна.
Обозначение разъема CBCE
Если необходимо заменить разъемы для цбк Priora2, потребуется следующая информация:
- Разъем XP1 – Molex 34729-0080.
- Разъем XP2 – Molex 31372-1000.
- Разъем XP3 – Molex 34729-0200.
- Разъем XP4 – Molex 31372-1100.
Ниже приведена информация о распиновке разъемов CBCE на автомобилях Priora2.
Распиновка XP1 разъема Priora2 CKC
Распиновка контактов XP2 разъема Priora2 CSCE
Назначение контактов XP3 разъема Priora2 CKC
Назначение контактов XP4 для разъема Priora2 CBKE
Ниже приведена схема распиновки для Priora 2, Granta, Kalina 2 и других автомобилей.
Priora 2, Granta, Kalina 2 и др.
Распиновка CBCE поможет выявить неисправности в электрической системе автомобиля.
Как определить ошибки через блок кузовной электроники Приора2: расшифровка
Преимущество использования блока кузовной электроники на автомобилях Priora2 заключается в том, что он упрощает поиск неисправностей при сбоях в работе различных электрических устройств. Это достигается путем отображения соответствующих кодов неисправностей на экране бортового компьютера (при наличии). Ошибки также могут быть обнаружены путем проведения компьютерной диагностики с помощью адаптера ELM327 и приложения OpenDiagPro. Ниже приведен список неисправностей и их расшифровка, которые отображаются благодаря такому устройству, как DTC.
На основе кода ошибки можно определить неисправности конкретных типов электрооборудования автомобиля.
Почему на Приоре2 не работают повороты и аварийка
Очень распространенной на рестайлинговой версии Приора является проблема, проявляющаяся в виде неработающего индикатора. Известна такая “болячка” и на других моделях серийных автомобилей ВАЗ, но основной причиной ее проявления является именно CBKE. Если в какой-то момент в вашем автомобиле перестал работать правый или левый индикатор (или оба), следует немедленно прибегнуть к поиску неисправностей. Важно не затягивать этот процесс, поскольку управление автомобилем с неработающими указателями поворота опасно и может привести к аварии. Однако есть и другая, не менее важная причина для того, чтобы выявить неисправность и немедленно ее устранить. Важно помнить, что неработающие указатели поворота часто вызваны сгоревшей микросхемой BTS 5242-2L.
Интересно! Микросхема BTS 5242-2L является выключателем питания, который отвечает за подачу тока на индикаторные лампы.
Эта цепь является слабым местом в электронных блоках кузова автомобилей Priora2, что может даже привести к возгоранию. Электронный компонент не имеет запаса по току (максимальное значение – 6А), что приведет к выходу из строя при перегреве. Важно понимать, что таких чипов два, но один отвечает за левый и правый указатели поворота соответственно, а другой обеспечивает функциональность фар и освещения салона.
Интересно! Чтобы понять причину слабости микросхемы BTS 4242-2L в блоках комфорта Priora2, важно знать, что при включении вращения сопротивление ненагретой колбы минимально. В результате ток в цепи увеличивается, вызывая перегрев компонента.
Для того чтобы предотвратить возможность отказа CCCB на Приоре2, который часто приводил и продолжает приводить к пожарам в этих агрегатах, АВТОВАЗ применил новую прошивку. Был даже проведен отзыв для перепрошивки блоков. Однако даже новая прошивка не решила проблему, и в результате владельцы рестайлинговых версий Priora продолжают сталкиваться с проблемами неисправности ротаторов (чаще всего они “заклинивают” или просто не работают). Только в 2015 году (с июля) рестайлинговая Priora получила новые узлы кузовной электроники, что позволило избежать проблемы с неработающими оборотами (подробнее об этом ниже).
Отказ системы BTS 5242-2L в Priora2, которая отвечает за работу в поворотах, проявляется следующим образом:
- Постоянное прохождение поворотов на правой или левой стороне автомобиля (этот процесс называется “залипание”), которое невозможно отключить не только с помощью подрулевого переключателя (гитары), но и выключением зажигания. Это наиболее распространенный симптом, указывающий на неисправность DTC. В этой ситуации немедленно остановите автомобиль, выключите двигатель и отсоедините минусовую клемму, чтобы предотвратить возгорание автомобиля.
- Поворотники с одной стороны перестают работать, а лампочка на приборной панели мигает с удвоенной частотой.
- Сигналы поворота не работают с обеих сторон автомобиля, что указывает на неисправность двух микросхем на плате DTC.
При наличии всех вышеперечисленных симптомов не откладывайте ремонт. Немедленно отключите электрическую систему от аккумулятора и приступайте к ремонтным работам. Процесс ремонта зависит от состояния платы CCCB. Если вам “повезло”, вы можете увидеть на плате микросхемы BTS 5242-2L, как показано на рисунке ниже.
На фотографии выше видно только небольшое почернение платы рядом с чипом с правой стороны. Это указывает на то, что он перегорел. Этот тип неисправности можно устранить, заменив микросхему на новую. Это требует повторной пайки с использованием специальной паяльной станции или некоторых паяльников с тонкими наконечниками. Если у вас нет навыков и специализированного оборудования, лучше всего поручить эту работу электрику.
Если появляется изображение, подобное изображенному ниже, плату уже нельзя отремонтировать, и остается только купить новую. Средняя цена составляет около 5 000 рублей. Это гораздо дороже, чем покупать микросхему и перепаивать ее (микросхема стоит около 300 рублей, а работа – около 150 рублей).
Чтобы не пришлось покупать новый блок, прибегните к снятию CBCE и его немедленному ремонту при первых признаках отказа оборотов в автомобиле.
Важно: Чтобы минимизировать вероятность отказа CSCE в направлении неработающего сигнала поворота, систему предупреждения об опасности следует использовать как можно реже. Его активация в течение длительного времени часто приводит к соответствующему сбою.
Особенности снятия и ремонта ЦБКЭ на Приоре: где находится устройство
Самый важный вопрос, с которым сталкиваются владельцы автомобилей Priora, – где находится блок комфорта. Он расположен за центральной консолью, и единственный способ добраться до него – снять обшивку тонеля со стороны водителя. Расположение устройства на Приоре показано ниже.
Далее рассмотрим инструкцию по снятию ЦБКЭ на Priora, узнаем, как она крепится и насколько эффективна. Процесс снятия блока комфорта выглядит следующим образом:
- С помощью отвертки выкрутите винт, удерживающий декоративную пластиковую вставку, закрывающую доступ к нише за центральной консолью, где в Priora находится CBKE.
- Снимите пластиковую крышку.
- Получив доступ к блоку, можно приступать к его извлечению. Во-первых, отсоедините 4 штекера (два снизу и два сбоку).
- Используя гаечный ключ “10” или крестовую отвертку, ослабьте винтовое соединение с левой стороны.
- После этого можно снять блок комфорта и приступить к дальнейшему процессу ремонта или замены.
Чтобы достать пластину внутри, осторожно отсоедините пластиковые язычки по бокам. Процедура удаления показана на видео.
Затем мы исследуем плату и находим необходимый компонент. На фотографии ниже вы можете увидеть схему, отвечающую за систему индикаторов и аварийных огней, и ее расположение.
Важно: На фотографии клавиша, которая непосредственно отвечает за работу левого и правого поворотов, выделена красным цветом. Следующая за ним цепь отвечает за работу габаритных огней и освещения салона. Эти компоненты идентичны и, в случае быстрого ремонта, вместо поврежденного чипа, отвечающего за работу поворотников, можно заново впаять ключ для габаритных и внутренних огней.
Если плата рядом с этими микросхемами почернела, это явный признак того, что эти компоненты вышли из строя. Процесс замены лучше доверить профессионалу, но если у вас есть опыт работы с паяльником, вы можете попробовать сделать это самостоятельно. На видео ниже показано, как это делается с помощью нескольких паяльников (тонкого и грубого).
Если есть сомнения в функциональности чипа BTS 5242-2L, вы можете проверить его на рисунке ниже.
После замены ключа следует проверить правильность работы рулевого управления автомобиля, подключив соответствующие штекеры к BTS 5242-2L. Если все работает правильно, устройство можно установить на свое место и продолжить работу. Не забывайте о процессе перепрограммирования (выполняется как при ремонте, так и при установке нового блока кузовной электроники). Как выполнить этот процесс, подробно описано в инструкции ниже.
Инструкции по программированию CBKE
Важно знать, что подобная неисправность с неработающими указателями поворота может возникать неоднократно. И это касается не только замены ключа BTS 5242-2L, но и тех случаев, когда устанавливается новый блок комфорта.
Важно! Чтобы избежать в будущем проблем с перегоранием блоков комфорта Priora2, такие блоки следует заменять в автомобилях, выпущенных до июля 2015 года, на детали BTS с номерами 21900-3840080-50 или 21900-3840080-60. Однако обратите внимание, что они взаимозаменяемы не со всеми типами блоков. Если вы установите блок 21900-3840080-50 или 21900-3840080-60 вместо блоков с индексами 10, 20 и 21, некоторые функции могут не работать (для этого проверьте наличие ошибок, сбросьте их и перепрограммируйте). После этих действий все должно работать. Также стоит знать, что блок 21900-3840080-11 не является взаимозаменяемым. Если он выйдет из строя, вам придется заново припаять компоненты или заменить устройство на аналогичное.
Таблица совместимости блоков кузовной электроники для Priora
Название CBCE |
Взаимозаменяемость |
21900-3840080-11 |
не взаимозаменяемые |
21900-3840080-21 |
21900-3840080-20/21900-3840080-40/21900-3840080-50/21900-3840080-60 |
21900-3840080-20 |
21900-3840080-60 |
21900-3840080-10 |
21900-3840080-20/21900-3840080-40/21900-3840080-50/21900-3840080-60 |
На фотографии ниже показан вид обновленной платы CCME на Priora.
ДККБ для Priora2 старого и нового дизайна
На фото видно, что блок прошел капитальный ремонт, который помог устранить проблему перегорания микросхемы, отвечающей за вращение в Priora.
Суть в том, что блок кузовной электроники, устанавливаемый в современных автомобилях, призван повысить комфортность транспортного средства. Отсюда появилось второе название этого продукта. Но если в иномарках проблемы с таким оборудованием встречаются крайне редко, то в автомобилях семейства ВАЗ это настоящая головная боль. И если вы еще не сталкивались с проблемой отказа блока кузовной электроники в Priora2, вам повезло. В любом случае, рано или поздно эта новинка отечественного автопрома станет головной болью для автовладельца. Выше приведен процесс решения проблем Priora2 с прохождением поворотов, которые возникают именно из-за отказа микросхемы на плате CBCE.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!