Все о датчике температуры охлаждающей жидкости Приора ДТОЖ
В системе охлаждения автомобиля используется важный элемент конструкции, называемый датчиком температуры охлаждающей жидкости. Этот компонент контролирует температуру охлаждающей жидкости, которая влияет на работу двигателя. Такой элемент конструкции играет очень важную роль в конструкции инжекторных автомобилей, поэтому в случае его выхода из строя необходима замена. Для этого разберемся, какие задачи решает датчик температуры охлаждающей жидкости, где он находится, симптомы неисправности, способы проверки, а также особенности замены и подбора датчика температуры охлаждающей жидкости для Приора.
Содержание:
Датчик температуры ОЖ (включения вентилятора) и его предназначение
Датчик температуры или DTEJ – это деталь, которая является частью системы охлаждения двигателя и контролирует процесс прогрева. Он не отображает соответствующие температуры на приборной панели, поскольку за эту деятельность отвечает другое устройство (датчик температуры на стрелке радиатора). ГТЦ включает вентилятор для охлаждения радиатора (от 98 до 107 градусов Цельсия), через который циркулирует жидкость. Поэтому это устройство часто называют датчиком вентилятора. Однако правильное название – датчик температуры охлаждающей жидкости.
Помимо включения вентилятора, датчик температуры охлаждающей жидкости в Приоре выполняет еще одну очень важную функцию. Она заключается в корректировке работы двигателя в результате изменения состава топливно-воздушной смеси и установки угла опережения зажигания. Это достигается путем подключения датчика к электронному блоку управления. ЭБУ получает сигнал температуры от датчика и, в зависимости от показаний, корректирует работу двигателя. Это выглядит примерно так:
- Во время холодного запуска ЭБУ получает сигнал о том, что двигатель не прогрелся до рабочей температуры (т.е. он холодный).
- ЭБУ принимает решение сварить топливо в определенных пропорциях. Для этого он посылает сигнал на контроллер холостого хода, который открывает клапан холостого хода на определенное расстояние (определенное количество шагов), вызывая увеличение частоты вращения коленчатого вала. Через форсунки подается больше топлива, а угол зажигания регулируется для быстрого прогрева двигателя.
- Когда температура охлаждающей жидкости поднимается до определенного уровня, обороты двигателя снижаются, а смесь регулируется.
Если в карбюраторных автомобилях датчики температуры охлаждающей жидкости используются только для вывода информации на приборную панель и не влияют на работу двигателя, то в современных двигателях с инжекторами установлены два типа устройств. Если датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, двигатель чаще всего запускается и работает, но топливо готовится по усредненным значениям в аварийном режиме (ЭБУ принимает температуру двигателя за 0 градусов, если нет сигнала от датчика температуры охлаждающей жидкости). Также включается вентилятор для охлаждения охлаждающей жидкости в радиаторе, чтобы исключить возможность перегрева двигателя (так как ЭБУ не видит фактическую температуру двигателя).
Ниже перечислены характерные симптомы неисправности:
- непредсказуемая работа вентилятора охлаждения. Если в электрической цепи произошел обрыв из-за неисправности питающего кабеля или контактов датчика, вентилятор будет работать непрерывно;
- переменных оборотах, так как неисправный компонент генерирует неправильные сигналы, в результате чего ЭБУ будет пытаться скорректировать оптимальное соотношение смеси;
- загорается лампочка Check Engine, указывающая на неисправность двигателя.
Важно не перепутать датчик температуры охлаждающей жидкости в Приоре с компонентом, отвечающим за отображение информации о температуре двигателя на приборной панели. Это два разных датчика, которые имеют схожий принцип работы, но выполняют разные функции. При неисправности устройства, отображающего значение температуры двигателя на приборной панели, индикатор CHECK не загорается.
Это интересно! На Приоре терморегулятор имеет два контакта, а датчик на Стрелке имеет один контакт. Принцип работы приборов одинаков, и единственное различие между ними заключается в том, что на ДСТОЖ измеряется сопротивление между контактами, а на индикаторе – между корпусом и контактом.
Принцип работы ДТОЖ на Приоре: как функционирует устройство включения вентилятора
В конструкции рассматриваемого элемента используется полупроводниковый элемент – термистор. При изменении температуры термистора сопротивление увеличивается или уменьшается. Ниже показано поперечное сечение датчика температуры, чтобы понять, как он работает.
Этот элемент включается в цепь с помощью двух контактов. В результате изменения температуры меняется сопротивление и, следовательно, увеличивается или уменьшается значение напряжения в цепи. ЭБУ регистрирует изменение (падение) напряжения и в зависимости от его величины принимает соответствующие решения относительно приготовления смеси и коррекции зажигания. Напряжение до 5 В подается на датчик от контроллера через резистор 2 кОм, и в зависимости от его колебаний (перепадов) ЭБУ определяет температуру двигателя в соответствующий момент.
Виды датчиков температуры двигателя: какой тип используется на Приоре
Важно понимать, что существует два типа датчиков температуры двигателя. Они различаются по принципу действия, и важно знать особенности работы, чтобы не ошибиться при выборе такого компонента для своего автомобиля. Существуют следующие типы температурных датчиков:
- С отрицательным температурным коэффициентом (NTC) – работает следующим образом: при повышении температуры сопротивление уменьшается и наоборот.
- С положительным температурным коэффициентом (PTC – положительный температурный коэффициент) это работает в обратном направлении. При повышении температуры сопротивление увеличивается.
Наиболее распространенными являются типы с отрицательным температурным коэффициентом. Именно эти датчики используются в автомобилях Priora. Когда двигатель холодный, максимальное сопротивление термистора Priora DTEZ достигает 100,7 кОм (это значение будет при температуре -40 градусов). По мере прогрева двигателя температура увеличивается, поэтому сопротивление уменьшается. При высокой температуре +130 градусов сопротивление термистора составляет около 70 Ом. Это показание представляет собой рабочий диапазон. Когда двигатель холодный, падение напряжения в цепи будет большим (падение до 18%). По мере прогрева двигателя он будет увеличиваться (до 90%).
Это интересно! Когда двигатель холодный, напряжение в цепи будет около 3,4 В, а по мере прогрева оно будет падать до минимума (0,15 В). Важно знать, какой тип датчика используется в автомобиле, чтобы провести диагностику датчика и проверить, работает ли он или функционирует правильно.
Характерные признаки выхода ДТОЖ из строя на Приоре: причины увеличенного расхода
Датчик температуры двигателя или выключатель вентилятора является одним из основных исполнительных механизмов блока управления. Выход из строя такого устройства влечет за собой нарушение работы двигателя, а последствия такой неисправности “бьют по кошельку”, ведь расход топлива значительно увеличивается. Поскольку датчик температуры охлаждающей жидкости выполняет важную функцию, измеряя температуру двигателя и передавая информацию в ЭБУ, он редко выходит из строя. Это относится к полному отказу датчика, когда на приборной панели загорается лампочка Check Engine и бортовой компьютер выводит следующие коды ошибок:
- P0115 – неисправна цепь датчика;
- P0116 – ошибка датчика в виде превышения диапазона;
- Р0117 – низкий уровень сигнала на выходе датчика зажигания (напряжение менее 0,14 В от датчика к ЭБУ);
- Р0118 – высокий уровень сигнала от датчика зажигания (выходное напряжение выше 4,91 В);
- P0119 – контакт датчика ненадежен. Обычно эта ошибка отображается при прерывании сигнала от устройства.
Существуют следующие типы неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости, встречающиеся на Приоре:
- Со временем термистор начинает показывать неправильные значения температуры, т.е. он врет. Это можно проверить с помощью мультиметра.
- Обрывы проводки возле разъема датчика, что также приводит к неисправности датчика.
- Снижение качества изоляции.
Ниже приведены типичные симптомы, указывающие на отказ или “неисправность” какого-либо компонента:
- обороты двигателя падают в холодном состоянии;
- холостого хода или плавающей скорости;
- Неустойчивая работа двигателя
- Невозможность запуска двигателя в холодном состоянии (из-за отказа индикатора зажигания);
- Активация вентилятора, обычно сопровождается ошибкой P0115.
Это интересно! Однако наиболее распространенным типом неисправности датчика потока в автомобиле Priora является включение и выключение вентиляторов охлаждения без видимой причины, т.е. на холодном двигателе или когда температура не достигла значения включения.
Следствием этой неисправности является повышенный расход топлива до 10-15 литров на 100 км. Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль с неисправным датчиком уровня топлива. При обнаружении любых признаков неисправности необходимо немедленно провести диагностику или заменить прибор.
Инструкция по проверке ДТОЖ на Приоре: как просто и быстро узнать, что из строя вышел датчик температуры
Чтобы быть уверенным в том, что датчик температуры Приоры является причиной вышеуказанных симптомов, необходимо провести диагностику этого компонента. Диагностика поможет выявить тип неисправности, а также определить возможность ее устранения. Следует сразу отметить, что датчик температуры охлаждающей жидкости не подлежит ремонту, поэтому если он вышел из строя или работает неправильно, его необходимо заменить. Самый простой способ проверки – запустить двигатель и отсоединить кабель питания. Если работа двигателя изменится в лучшую сторону, значит, датчик неисправен.
Диаграмма для проверки датчика
Чтобы провести более глубокую диагностику и проверить датчик на Priora, выполните следующие действия:
- Проверьте датчик, а также разъем и питающие провода. Поцарапанные провода или другие дефекты недопустимы и могут стать причиной неисправностей.
- Если явных дефектов нет, приступайте к тестированию. Для этой цели можно использовать мультиметр. Переключите прибор в режим измерения сопротивления (в кОм).
- Не снимая датчик, измерьте сопротивление на его контактах. Если автомобиль горячий, он покажет низкое сопротивление (см. таблицу ниже), а если холодный – высокое. Обязательно проверяйте прибор при высоких и низких температурах, так как он может “врать” при прогретом двигателе и давать точные показания при холодном двигателе. Эта особенность встречается часто и считается дефектом устройства.
- Сравните полученные результаты с результатами, приведенными в таблице ниже.
Таблица зависимости сопротивления от температуры охлаждающей жидкости
При комнатной температуре сопротивление термистора должно быть в диапазоне 4450-2796 Ом или 4,45-2,79 кОм. Отклонения в несколько Ом допустимы, но если отклонение превышает 10 Ом, устройство не будет работать должным образом. Датчик можно опустить в воду (если он был извлечен), и в зависимости от ее температуры прибор должен выдать правильное значение. Этот метод даст более точные результаты.
На основании полученных данных можно оценить, является ли продукт бракованным или нет. Если значения не совпадают и сильно отличаются от приведенных в таблице, это означает, что контактор необходимо заменить.
Это интересно! Если сенсорный датчик работает, проверьте напряжение на кабеле питания (оно должно быть около 3,3 В). Если при включении зажигания напряжение отсутствует, кабель неисправен. Ищите разрыв цепи.
Ниже приводится видео, в котором подробно описан процесс проверки датчика температуры на исправность.
Где на Приоре установлен датчик температуры ОЖ
Многие автовладельцы не знают, где находится тот или иной компонент в Приоре, пока не столкнутся с необходимостью его диагностики или замены. Чтобы не ошибиться и правильно найти датчик температуры охлаждающей жидкости в своей Приоре, вот рисунок его расположения. Он расположен между головкой блока цилиндров и термостатом.
Доступ к нему практически свободный, но для удобства диагностики или разборки необходимо снять корпус воздушного фильтра. Важно не перепутать этот компонент с устройством, отвечающим за показания температуры на приборной панели. В конструкции системы охлаждения Priora установлены два датчика: один на стрелке (он находится ниже), а другой включает вентиляторы и передает показания в ЭБУ.
Датчик температуры ОЖ на Приору: технические параметры
Стоимость индикатора топлива на Priora составляет около 200-400 рублей. Продукция выпускается различными производителями, но самые популярные устройства – от компании Luzar. Датчик температуры охлаждающей жидкости на Priora имеет номер детали 23.3828.
Он поставляется в картонной коробке вместе с уплотнительным кольцом (медной или стальной шайбой), что важно для того, чтобы вы не забыли надеть его на резьбу при установке. Технические характеристики датчика следующие.
Характеристики датчика
Перед установкой нового изделия можно проверить его, измерив значение сопротивления. Это гарантирует, что вы не купили бракованный товар. Метод замены подробно описан ниже.
Как снять и заменить датчик температуры ОЖ (включения вентилятора) на Приоре
Процесс выполнения работ по замене датчика не сложен, но перед этим полезно знать следующее: перед откручиванием открутите крышку расширительного бачка и стравите давление в системе охлаждения. После этого можно приступать к демонтажу, но помните, что после откручивания изделия из монтажного отверстия будет вытекать антифриз. Согласно инструкции, рекомендуется сливать не менее 1 литра антифриза из радиатора, но практика показывает, что если стравить давление в системе и одновременно произвести быструю замену узла, то небольшое количество жидкости вытечет.
Это интересно! Важно понимать, что если вы работаете с горячим двигателем, необходимо либо подождать, пока он остынет, либо слить антифриз, чтобы не обжечься в процессе работы.
Процесс замены указателя уровня топлива на автомобиле Priora выглядит следующим образом:
- Снимите клемму “минус” с аккумулятора. Почему это должно быть сделано? Конечно, никто не собирается замыкать контакты, и вероятность их короткого замыкания при контакте с металлическими деталями двигателя крайне мала. Однако, если вы снимите датчик, антифриз может попасть на разъем и, если на нем есть напряжение (а при выключенном зажигании его нет), он может закоротить ЭБУ. И поэтому, если вы не отсоединяете клемму аккумулятора, отложите разъем в сторону, когда вы его снимаете, чтобы не было возможности короткого замыкания. Однако, чтобы снизить риск, лучше снять клемму аккумулятора.
- Чтобы облегчить работу, рекомендуется снять крышку воздушного фильтра.
- После слива 1 литра или более охлаждающей жидкости из системы охлаждения (если вы решили пойти правильным путем), отсоедините кабель питания. Для этого отцепите выступ и извлеките разъем.
- Открутите датчик ключом “на 19” и, если жидкость вытекает из отверстия, быстро установите новый датчик, предварительно подготовив его.
- Не забудьте медную шайбу при монтаже.
- Затяните датчик динамометрическим ключом с моментом затяжки 9,3-15 Нм.
На этом процесс замены датчика вентилятора на Priora завершен. Остается сбросить ошибки с ЭБУ и убедиться, что двигатель работает нормально и нет признаков, побудивших вас проверить и заменить датчик.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!