Как завести машину, если сел аккумулятор
Трудно передать словами состояние водителя, когда ехать нужно, а машина не заводится. Даже самые интеллигентные в этот момент поминают “нечистую силу” в различных вариациях народного и неистребимого. Обычно эти “заклинания” не помогают и приходится брать голову “в руки” и искать причину.
Чаще всего, машина не заводится из-за разряженного аккумулятора. Таких “автопокойников” и, копошащихся возле них, бедолаг-водителей по зиме встречается немало. Главное определить, что двигатель не запускается из-за севшего аккумулятора. Дальше только действовать и из различных способов выбрать тот, что способен оживить АКБ в конкретной ситуации. Одно дело не завестись возле дома или в гараже, и совсем другое, на зимней дороге или когда рядом никого нет.
Содержание:
Причины отказа АКБ
Снижение емкости батареи по окончании срока службы. Обычный пусковой аккумулятор исправно работает три-пять лет. Семилетние устройства (редкие долгожители), подлежат срочной замене.
Все автомобильные АКБ – кислотные, в качестве электролита в них залит водный раствор серной кислоты плотностью от 1,22 до 1,26 г/см3. Свинцовые электроды – сетчатые пластины – заполнены активной массой двуокиси свинца. При работе батареи двуокись свинца переходит в сульфат свинца, при зарядке идет обратная реакция.
Электрохимические процессы имеют свой КПД, небольшая доля сульфатов не восстанавливается и оседает на дне и пластинах-электродах. Поры активной массы забиваются сульфатным шламом, электрическая емкость АКБ снижается.
Со временем шлам замыкает пластины-электроды и батарея выходит из строя. Зарядку такой аккумулятор не держит. Современные автомобильные аккумуляторы все чаще выпускаются необслуживаемыми и ремонту не подлежат.
Недостаточная емкость АКБ из-за постоянного недозаряда
Зарядный ток аккумулятора равен 0,1 от его емкости в ампер/часах.
Пример: для АКБ емкостью 64 ампер/час нужен зарядный ток 6,4 ампер, напряжением не ниже 14 вольт. Допустим, бортовой генератор, на максимальных оборотах, развивает мощность 700 вт и выдаёт почти 50 ампер. Процессор ЭСУД (регулятор напряжения) обеспечивает всех потребителей – систему зажигания, бензонасос, фары, противотуманки, магнитолу, печку, вентилятор охлаждения, обогрев сидений, и часть расходует сам.
Батарее, отдавшей при запуске двигателя 250-300 ампер в течение нескольких секунд, зарядного тока не хватает и с каждой новой поездкой заряд её снижается.
На холостых оборотах в таких условиях батарея не заряжается и расходует оставшийся ресурс на поддержание параметров бортовой сети.
Простая диагностика
Проверьте мультиметром зарядку АКБ, повернув ключ зажигания в первое положение. Напряжение между клеммами ниже 12,3 В — батарея заряжена не полностью.
Нет контакта или плохой контакт в цепи аккумулятора. Все электрические контакты подвержены электрохимической коррозии, усиливающейся в присутствии влаги и паров электролита. Слой окислов между клеммами батареи и наконечниками кабелей имеет высокое переходное сопротивление, которое с трудом преодолевает ЭДС даже новой батареи.
Коррозия в сочетании с дорожными реагентами может «сгноить» общий провод массы, между силовым агрегатом и кузовом. Как временную меру, можно использовать отрезок медной жилы сечением не меньше, чем минусовой провод батареи, проложив «времянку» от двигателя к кузову.
Неисправность генератора или его привода
Обрыв приводного ремня генератора обнаружить просто. Не работает помпа, перегревается двигатель, фары едва горят. Указатель напряжения на панели, или дисплей ЭСУД, демонстрируют пониженные значения, независимо от оборотов двигателя. Заменить ремень можно прямо на обочине дороги. Для этого требуется новый ремень и немного ключей.
Ослабление и проскальзывание ремня. На это указывает свист ремня при резких перегазовках. Водитель может выключить фары, музыку – с уменьшением нагрузки генератора шум исчезнет, но это не означает, что зарядный ток батареи вернулся к норме.
Чтобы исправить дефект:
- ослабляем болты крепления генератора к натяжной планке и блоку двигателя,
- поворачиваем генератор, увеличивая натяжение ремня,
- затягиваем болты.
Внутренние дефекты генератора – предельный износ щёток, выход из строя интегрального регулятора напряжения или диодов, обрыв обмоток без демонтажа и разборки устранить невозможно.
Аккумулятор разрядился по вине водителя
Причина А: покинув машину, водитель забыл выключить фары, магнитолу или другие потребители тока. Вернувшись, он обнаружил АКБ полностью разряженной. Такое возможно на довольно старых автомобилях.
Современные сигнально-охранные системы имеют функцию Foolproof (буквально – «защита от дурака»). «Сигналка» сама выключит ненужные потребители.
Причина Б: владелец оставил машину надолго и не перевел систему сигнализации в спящий режим.
«Сигналка» потребляет до 80 мА. За несколько суток она «высосет» из старенькой АКБ весь заряд и отключится, заблокировав автомобиль.
Батарея утратила заряд из-за замерзания
По мере охлаждения электролита плотность его снижается и емкость АКБ уменьшается. Электролит плотностью 1,22 г/см3 в заряженной батарее превращается в лёд при -32оС. При температурах около -30о такая батарея заряда не имеет и не может вращать стартер.
Хорошо прогретый во время поездки автомобиль, с полностью заряженным аккумулятором, может простоять на морозе достаточно долго. Температура под капотом и в батарее не опустится до критических значений. В случае, когда АКБ далеко не новая и полнота её заряда вызывает сомнения – ее нужно снять и унести в тепло.
Как понять, что аккумулятор «сел»?
Отказ заводиться у автомобиля с запуском от брелка – первый признак. После двух неудач нужно прекратить попытки попасть внутрь автомобиля и выяснить причины отказа.
Автомобиль с запуском от ключа. При повороте ключа в первое положение, указатель напряжения показывает менее 10 В, на панели красным высвечивается символ аккумулятора. Диагноз — батарея «села».
Авто с запуском от кнопки. При нажатии кнопки включаются приборы, двигатель стартером не вращается. Горит красный значок аккумулятора. Дисплей не включается. Вывод — АКБ разряжена.
Пользуясь мультиметром, уточните диагностику:
- Между клеммами батареи напряжение от 9,0 В и выше – можно снова попробовать запустить мотор от ключа. Если напряжение ниже – не стоит пытаться.
- Напряжение батареи 12 и более вольт, но между её плюсом и общей массой (кузовом или двигателем) менее 9,0 В – выявлена неисправность в цепи АКБ.
Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля
Подсоединение исправного аккумулятора другого автомобиля.
Клеммы обеих АКБ соединяются проводами, на стартер и обмотку возбуждения генератора «больного» поступает ток «донора» Двигатель «больного» запускается, реле переключает генератор на самовозбуждение. Провода можно снять.
Прикуривая автомобиль, необходимо:
- использовать только специальные провода с зажимами-крокодилами
- подсоединять провода вдвоем с владельцем машины донора, взаимно контролируя порядок и полярность подключения;
- двигатель «донора» запустить первым и дать ему некоторое время поработать на повышенных оборотах,
- создавая у «больного» первичный заряд и прогревая электролит;
- двигатель «больного» после запуска не глушить.
Прикуривание без проводов
Осматриваемся и ищем отзывчивого водителя, готового снять со своего авто АКБ. Лучше всего обращаться к тем, у кого не напичканная электроникой машина. Они могут без ущерба для себя, завести вашу батарею своим аккумулятором и вернуть его на место.
Снимаем из под капота севшую батарею и устанавливаем заведомо исправную, емкостью не менее родной (обозначена на корпусе).
Как завести машину с толкача
Способ подходит только для машин с механической коробкой передач и неприменим для автомобилей с автоматической трансмиссией.
Принцип прост:
- Водитель садится за руль, выжимает сцепление, включает передачу и зажигание.
- Помощник (или помощники) толкают автомобиль.
- После достаточного разгона водитель плавно отпускает сцепление.
- Если двигатель завелся, включает «нейтралку» и ставит машину на ручник.
- С толкача автомобиль легче заводить, если он стоит на уклоне.
В одиночку запустить мотор с толкача можно, если хватит сил стронуть машину с включенной передачей с места. Причем, после запуска двигателя, нужно успеть вскочить за руль, выжать сцепление и нажать тормоз. Поэтому толкают машину с открытой водительской дверью и готовностью проявить чудеса ловкости.
Ходят легенды, что некоторым удавалось запустить мотор в одиночку, вывесив одно из ведущих колес на домкрате и вращая его с помощью намотанной веревки. У опытных водил получается. Неопытным проверять в экстремальном положении не стоит.
ПЗУ – что это такое и чем поможет
Это компактное устройство (весом около килограмма) со встроенным аккумулятором. Предназначен для запуска двигателя авто и подзарядки разряженной аккумуляторной батареи.
Нормальная автостоянка, как правило, оборудована передвижным пуско-зарядным устройством, работающим от сети 220 вольт. К нему прилагают провода для прикуривания.
Порядок запуска машины с севшей батареей с помощью ПЗУ:
- подсоединить ПЗУ к сети 220 В и к батарее;
- включить ПЗУ, сесть в машину и завести её;
- не глуша мотор, выключить ПЗУ, отсоединить провода.
Что такое бустер и можно ли им завести машину
Пусковое устройство или джамп стартер — портативный аккумулятор, который, помимо зарядки гаджетов, сумеет подзарядить АКБ и завестись при севшем аккумуляторе.
Миниатюрный литий-ионный аккумулятор. Заряжается так же, как мобильный телефон. Для подключения есть провода с крокодилами. Удобен зимой, при запуске авто со слабым аккумулятором.
Электрическая емкость бустера небольшая, может подвести, если батарея разряжена полностью.
Быстрый заряд
Требуется обычное зарядное устройство с присоединительными проводами и розетка 220 В.
- Подсоединяем «зарядник» к батарее, включаем его и выставляем величину тока 15-20 А.
- Заряжаем АКБ в течение получаса. Выключаем зарядное устройство и проверяем напряжение на клеммах аккумулятора. Если менее 9,0 вольт – заряжаем ещё.
- Отключаем ЗУ. Заводим автомобиль.
- Способ применим, если аккумулятор ещё способен принимать и удерживать заряд.
Буксир
При вращении коленвала генератор (исправный!) работает на самовозбуждении и запускает двигатель.
Потребуется:
- Автомобиль-буксировщик достаточной массы и мощности;
- Собственно буксир-трос, специальный строп, надёжная веревка;
- Оба водителя должны обговорить сигналы начала и окончания буксировки.
- Водитель буксируемого авто, после запуска, включает нейтраль и подаёт сигнал остановки.
Кривой стартер или заводная ручка
Автомобиль солидного возраста оборудован храповиком на шкиве коленвала и заводной рукояткой, в просторечии “кривой стартер” или просто “кривой”. Завести такую машину можно даже при отсутствии аккумулятора.
Порядок действий:
- Воздушная заслонка карбюратора закрыта, рукоятка «подсоса» в крайнем положении;
- «Кривым стартером» проворачиваем коленвал на несколько оборотов. Бензин попал в коллектор и начал испаряться;
- Включаем зажигание;
- Один-два оборота рукоятки – мотор завёлся.
Остается пожелать, чтобы никому из водителей не пришлось стоять перед открытым капотом и ломать голову, как завести машину, если аккумулятор разрядился “в ноль”. Пусть все эти знания, о которых вы только что прочитали, останутся только теорией, а ваш автомобиль ездит долго, далеко и без поломок!
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 20 лет.
Таисия
Да уж, довольно неприятная ситуация, когда по какой-то причине садится аккумулятор. Ваши советы помогут решить эту проблему.