ВАЗ 2106 – как уменьшить расход топлива, хитрости и лайфхаки
Для начала – немного технических характеристик.
ВАЗ 2106 1.5. оснащался бензиновым карбюраторным двигателем и пятиступенчатой механической коробкой передач. Рабочий объем двигателя составляет 1452 куб.см, а мощность – 72 л.с.
Крутящий момент двигателя 104 НМ при 3400 об/мин. Автомобиль развивает максимальную скорость в 150 км/ч и от нуля до сотни разгоняется за 17 секунд.
Расход топлива ВАЗ 2106 1.5л. по городу составляет 9,8 литров, на трассе – 7,4 литра на сто километров пробега
Содержание:
Как на карбюраторном двигателе ВАЗ 2106 понизить расход бензина
Уважаемые читатели! Хочу начать с чистосердечного признания. До сих пор никто не может научно объяснить, почему двухкамерный карбюратор обеспечивает двигателю добавочную мощность по сравнению с однокамерным карбюратором такого же сопротивления и с таким же расходом топлива и воздуха.
Ни одно учебное заведение в нашей стране не готовит специалистов по карбюраторам, однако, такие специалисты есть. Это сотрудники конструкторских бюро и лабораторий заводов и НИИ, а также карбюраторщики-электрики автопредприятий. Очень хотелось бы отнести сюда и карбюраторщиков станций технического обслуживания (СТО), но, к сожалению, таких специалистов практически нет.
Обслуживанием и регулировкой систем питания и зажигания занимаются понемногу автослесари, но из-за отсутствия специальных значений, опыта и необходимого минимума справочных материалов качество этих специалистов.
Между тем, расход топлива — один из важных факторов при выборе автомобиля в нынешних экономических условиях.
Немного истории.
У самых первых карбюраторов 2103 и 2101 выпусков до 1974 года была разнообразная регулировка, обеспечивавшая автомобилям ВАЗ динамику, и отличалась высокой экономичностью. Сняты с производства они были из-за того, что превышали нормы токсичности.
Средние показатели эксплуатационного расхода (летом) бензина АИ-93 для «Жигулей» всех моделей (кроме моделей ВАЗ 2121 и ВАЗ 2108) без багажника и без прицепа: городской цикл — 10,5±0,5 л на 100 км. Обязательно нужно сказать, что для автомобиля ВАЗ старше 6 лет, расход можно указывать 12±1 л на 100 км пробега, что зависит от технического состояния машины.
Основные факторы, влияющие на повышение расхода топлива
На количество сжигаемого автомобилем горючего оказывает влияние множество причин, как не зависящих от водителя, так и предопределенных его отношением к своему авто и характером вождения. Рассмотрим основные причины, вызывающие повышенный расход топлива ВАЗ 2106.
Доля нагрузки |
Основные факторы |
60% |
Езда |
15% |
Включенный на полную кондиционер (не про ВАЗ 2106) |
12% |
Езда на непрогретом двигателе |
5% |
Езда при включенных фарах |
4% |
Открытые стекла при скорости свыше 50 км/ч |
4% |
Пониженное давление в шинах и широкие диски |
Время года. Ни для кого не секрет, что в холодное время года немалое количество топлива уходит на прогрев двигателя перед поездкой, а также во время остановок и стоянок. При поездках в зимний период требуется постоянное включение отопительных систем автомобиля, а также включение света фар в дневное время суток в некоторых странах. Это повышает нагрузку на генератор, а соответственно и на силовой агрегат. Поэтому расход топлива зимой у ВАЗ 2106 значительно возрастает. Летом также требуется включение дополнительных вентиляторов для обдува радиатора двигателя и вентиляции салона.
Степень загрузки авто. Здесь все понятно, чем сильнее загружен автомобиль, тем больше работы необходимо затратить для перемещения дополнительной массы. Из курса физики известно, что всякая работа требует затрат энергии. Отсюда – дополнительная трата горючего. Уменьшить расход топлива ВАЗ 2106 иногда можно, даже освободив багажник своего автомобиля от ненужных вещей.
Стиль вождения и состояние автомобильных дорог. Длительное движение на пониженных передачах увеличивает расход бензина. Также на это влияют резкие разгоны и незамедлительные торможения, агрессивный характер езды. И если на эти факторы водитель может влиять самым непосредственным образом, то на состояние автомобильных дорог воздействовать невозможно. Можно лишь порекомендовать выбирать маршрут, исходя из соображений качественности дорожного покрытия и безопасности для движения.
Аэродинамическое сопротивление. Следует не забывать, что даже большие внешние зеркала заднего вида могут увеличить расход топлива автомобилей ВАЗ 2106 до 0,5 л на 100 км пробега автомобиля, не говоря уже о установленном на крыше багажнике, забитым объемными вещами.
Состояние автомобильных систем и агрегатов. Это важнейший фактор, оказывающий влияние на ВАЗ 2106, большой расход топлива которого волнует владельца. Ведь не является новостью тот факт, что правильно настроенный и отрегулированный двигатель, а также исправные узлы и агрегаты автомобиля позволят ему уложиться в нормы расхода, установленные заводом. Необходимо напомнить, что для ВАЗ 2106 расход топлива составляет 7,4 л на 100 км пробега при движении по трассе со скоростью 90 км/час.
Слабое или неравномерное давление в шинах
Если вы заметили, что автомобиль стало тянуть в сторону, то стоит в первую очередь обратить внимание на давление в шинах. Если одно из колес будет «слабым», то даже этот фактор негативно скажется на расходе топлива. А пониженное давление во всех шинах может привести к серьезному увеличению аппетита.
Желательно периодически проверять манометром каждое колесо автомобиля. Особенно важно это делать перед каждой длительной поездкой.
Прежде чем проводить мероприятия по снижению расхода топлива, необходимо выяснить причины увеличенного расхода, правильно измерить расход топлива, а уже потом пытаться этот расход снизить. Если автомобиль будет неисправен, то он, скорее всего, будет потреблять гораздо большее количество топлива.
Если вы заметили, что расход топлива начинает увеличиваться, то проверьте исправность цилиндров, ремня ГРМ, чистоту воздушных и топливных фильтров. Насколько хорошо работает ваш двигатель, можно определить, изменив показатель СО.
Чтобы точно рассчитать расход в бензина необходимо залить бак полностью, выставить спидометр на ноль, проехать, к примеру, 10 километров и вернуться к точке начала отсчета. Снова, только теперь уже мерной посудой, залить целый бак снова. Вот то количество бензина или дизеля, которое вы зальете в бак во второй раз и будет расходом топлива.
Смело можно утверждать, что при этом расход топлива увеличивается. Объясняется это тем, что при работе двигателя на переобедненной смеси для получения той же мощности (по сравнению с нормальной рабочей смесью) требуется большее открытие дросселя, и тем, что переобедненная смесь не воспламеняется, т.е. появятся пропуски в работе цилиндров (часть топлива не будет сгорать). Все это приведет к детонации, потере мощности, уменьшению моторесурса и перегреву двигателя, увеличению расхода топлива и увеличению токсичности за счет углеводородов (СН) и окиси азота (NO).
Сомневающиеся могут проверить это на собственном автомобиле.
Диагностика и устранение технических проблем
Серьёзное повышение расхода горючего никогда не возникает без причин. «Виновник» зачастую обнаруживается по следующим признакам:
- падение мощности мотора, заметное ухудшение тяги и разгонной динамики;
- появление запаха бензина в салоне автомобиля;
- отказ холостого хода;
- рывки и провалы в процессе движения;
- двигатель неожиданно глохнет во время езды;
- на холостом ходу обороты коленчатого вала «плавают»;
- от колёс доносится запах подгоревших колодок, шум от повышенного трения.
Перечисленные симптомы могут указывать на одну или несколько технических неполадок. Чтобы экономить топливо, научитесь быстро распознавать источник неисправности и оперативно устранять проблему — самостоятельно либо на станции техобслуживания.
Цилиндропоршневая и клапанная группа
Естественный износ поршней и колец вызывает такие последствия:
- Между стенками цилиндров и поршней образуется зазор, куда проникают газы из камеры сгорания. Проходя через картер, отработанные газы направляются по системе вентиляции на дожигание, загрязняя воздушные жиклёры карбюратора и чрезмерно обогащая топливную смесь.Через зазор вокруг изношенного поршня проникают газы, сжатие горючей смеси ухудшается
- Падает компрессия, ухудшаются условия горения бензина. Чтобы развить требуемую мощность, мотор начинает потреблять больше горючего, причём львиная доля несгоревшего топлива выбрасывается наружу через выпускной тракт.
- В камеры сжигания проникает моторное масло, усугубляя ситуацию. Слой нагара на стенках и электродах вызывает перегрев головки цилиндров.
Критический износ цилиндропоршневой группы увеличивает потребление горючего на 20-40%. Прогорание клапана ведёт к полному отказу цилиндра и повышению расхода на 25%. Когда в двигателе ВАЗ 2106 отключается 2 цилиндра, потери бензина достигают 50%, причём автомобиль практически «не едет».
Занимаясь ремонтом «Жигулей», я неоднократно сталкивался с автомобилями, приехавшими на двух цилиндрах — остальные были «мертвы». Хозяева жаловались на отсутствие мощности и космический расход бензина. Диагностика всегда выявляла 2 причины — прогоревшие клапаны либо выход из строя свечи зажигания.
Прогоревший клапан пропускает газы в обе стороны, давление снижается до нуля и цилиндр полностью отказывает
Как проверить мотор на предмет износа:
- Обратите внимание на цвет выхлопа — масляный угар даёт густой сизый дым.
- Отсоедините от корпуса воздушного фильтра патрубок вентиляции картера, запустите мотор. При изношенных компрессионных кольцах из шланга пойдёт сизый выхлоп.
- Замерьте компрессию во всех цилиндрах «на горячую». Минимально допустимый показатель — 8,5-9 Бар.
- Если манометр показывает давление в цилиндре 1-3 Бар, пришёл в негодность клапан (или несколько клапанов).
Густой выхлоп сизого цвета указывает на угар моторного масла и износ поршневой группы
Чтобы окончательно убедиться в прогаре клапана, залейте внутрь цилиндра 10 мл моторной смазки и повторите замер компрессии. Если давление поднимется, меняйте кольца и поршни, останется неизменным — выбрасывайте клапаны.
Нулевые показания манометра свидетельствуют о негерметичности цилиндра из-за прогара клапана
Износ элементов и «прожорливость» двигателя лечятся единственным способом — капитальным ремонтом и заменой негодных деталей. Окончательный вердикт выносится после разборки силового агрегата — возможно, удастся сэкономить — поменять только клапаны и кольца.
Система подачи топлива
Неполадки данной группы вызывают перерасход горючего 10-30% в зависимости от конкретной неисправности. Наиболее распространённые поломки:
- повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора;
- засорение воздушных жиклёров (одна из причин изложена выше);
- истирание дроссельных заслонок — по краям образуются зазоры, откуда двигатель подсасывает горючее за счёт разрежения;
- неквалифицированная регулировка карбюратора — нарушение настроек опорных и топливных винтов;
- подсос воздуха на фланце приёмного коллектора либо на осях дроссельных заслонок;
- прорыв нижней диафрагмы бензонасоса.
Последняя неисправность — самая коварная. Насос прокачивает топливо в 2 направлениях — на карбюратор и внутрь картера двигателя через шток привода. Масло разжижается, падает давление, пары бензина заполняют впускной коллектор и сильно обогащают смесь, потребление увеличивается на 10-15%. Как обнаружить: снять трубку сапуна на работающем моторе и аккуратно понюхать газы. Резкий запах топлива сразу укажет на неисправность.
При наличии бензина в картере из снятого патрубка пойдет дымок с резким запахом
Перерасход бензина карбюратором я проверяю так: снимаю корпус воздушного фильтра, завожу двигатель и смотрю внутрь диффузора первичной камеры. Если агрегат «переливает», на заслонку сверху падают капли из распылителя, двигатель сразу реагирует скачком оборотов. Когда лишнее топливо сгорает, холостой ход нормализуется до момента, пока не упадёт следующая капля.
Другой способ проверки карбюратора — закручивание винта «качества» на работающем моторе. Поворачивайте регулятор отвёрткой и считайте обороты — в конце двигатель должен заглохнуть. Если силовой агрегат продолжает работать с затянутым винтом, значит, горючее поступает в коллектор напрямую. Карбюратор необходимо снять, прочистить и отрегулировать.
Если двигатель «шестёрки» благополучно заглохнет, отверните винт обратно на посчитанное число оборотов
Не пытайтесь экономить путём замены штатных жиклёров карбюратора на детали с меньшим проходным сечением. Горючая смесь станет бедной, автомобиль потеряет в динамике и мощности. Расход вы увеличите сами — начнёте интенсивнее давить педаль акселератора.
Ещё одна проблема кроется в жиклёрах, продающихся в составе ремкомплектов для карбюраторов «Озон». Вместе с пробитыми диафрагмами владельцы ставят новые жиклёры — красивые и блестящие. Располагая специальными измерительными калибрами, я выбросил немало такой красоты по одной причине: диаметр проходного отверстия не соответствует надписи (как правило, сечение сделано больше). Никогда не меняйте штатные жиклёры — их реальный срок службы составляет 20-30 лет.
Замена мембраны бензонасоса не представляет сложности:
- Отключите топливные шланги.
- Отверните 2 гайки крепления ключом 13 мм.
Бензонасос «Жигулей» прикручен к фланцу на левой стороне мотора (по ходу движения)
- Снимите насос со шпилек и раскрутите корпус отвёрткой.
- Установите 3 новые мембраны, соберите агрегат и прикрепите к фланцу мотора, заменив картонную прокладку.В бензиновом насосе ВАЗ 2106 предусмотрено 3 мембраны, они всегда меняются вместе
Если бензонасос длительное время закачивал топливо в картер, обязательно замените масло. Мне знакомы случаи, когда летом из-за разбавленной смазки коленчатый вал проворачивал подшипники скольжения (иначе — вкладыши). Ремонт довольно дорогостоящий — нужно купить новые ремонтные вкладыши и проточить шейки коленвала..
Когда самый большой расход топлива
- Самый большой расход до 65 литров на 100км-при разгоне с места с педалью газа в полу на сухом асфальте (речь идет о среднеразмерном легковом авто). …
- При обгонах на трассе, со скорости 60 км/ч разгон с тапкой в пол- больше 30 литров на 100 км не получается.
Общие советы по эксплуатации авто
Чтобы свести к минимуму влияние второстепенных факторов и добиться реальной экономии горючего, соблюдайте ряд несложных правил:
- Заливайте бензин с октановым числом не ниже 92 согласно рекомендациям производителя. Если вам случайно попалось некачественное топливо, постарайтесь слить его из бака и заправиться нормальным бензином.
- Поддерживайте рекомендуемое давление в шинах 1,8—2 Атм в зависимости от нагрузки.
В отличие от современных автомобилей, где заправочная труба снабжена сеткой, опорожнить бак «шестёрки» значительно проще. Вставляете шланг в горловину, опускаете в ёмкость и методом подсасывания направляете горючее в запасную канистру.
Сопротивление воздушной среды оказывает существенное влияние на потребление двигателем топлива. Если сравнивать движение при 60 и 120 км/ч, то аэродинамическое сопротивление возрастает в 6 раз, а скорость — только в 2 раза. Поэтому треугольные боковые стёкла, установленные на передних дверцах всех «Жигулей», добавляют 2—3% к расходу в открытом состоянии.
- https://artel55.ru/obzory-i-testy/zhret-benzin-vaz-2106.html
- https://granta-service.ru/remont/kak-umenshit-rashod-topliva-na-vaz-2106-s-karbyuratorom-svoimi-rukami-instruktsiya.html
- https://DriversTalk.ru/ot-chego-rasxod-topliva-uvelichivaetsya-vaz-2106-p0128.html
- https://skolkogramm.ru/info/rashod-topliva-vaz-2106-kak-umenshit-pochemu-bolshoj
- https://kaknastroit01.ru/regulirovka-rashoda-topliva-na-vaz-2106/
- https://mzoc.ru/uhod-za-avtomobilem/pochemu-mnogo-est-benzina-vaz-2106.html
- https://el-guide.ru/poleznye-sovety/povyshennyj-rashod-topliva-vaz-2106.html
- https://vaz2106-remont.ru/prichiny-povyshennogo-rasxoda-topliva/
- https://kalina-2.ru/remont-vaz/kak-umenshit-rashod-topliva-na-karbjuratore-daaz
- https://saturn-lada.ru/remont/vaz-2106-bolshoj-rashod-topliva-prichiny.html
Любитель-автомобилист. Стаж вождения 20 лет.
Комментирование закрыто