Меню

Двигатель

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

Буквально 50 лет назад автомобили оснащались минимальным количеством электроники. Двигатель приводился в движение механическими устройствами, соблюдение норм экологической безопасности не требовалось. Это означает, что в конструкции машины практически не было датчиков. Однако одно такое устройство существовало. Это датчик, который дает команду на включение фонарей заднего хода.

Казалось бы, самая простая функция. Однако без датчика заднего хода водитель не видит маршрут в темноте, а те, кто едет сзади, не получат информацию об изменении направления движения.

Датчик заднего хода ВАЗ 2110 выполняет именно такие функции:

  • включение фонарей заднего хода;
  • активация функции задних парктроников (при наличии).

Принцип работы и устранение неисправностей механизма переключения передач ВАЗ 2110

Как и на любом автомобиле, на ВАЗ 2110 есть механизм переключения передач. Коробка передач ВАЗ пятиступенчатая, она приводится в действие рычагом, расположенным в салоне автомобиля.
Для того, чтобы суметь решать проблемы самостоятельно, нужно немного разбираться в том, как именно работает механизм переключения, из-за чего бывают случаи, когда не включается или не взлетает определенная скорость. А еще вы знаете, как это исправить самостоятельно.

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

Рычаг коробки передач

Устройство коробки передач следующее:

  • для обеспечения переключения передач в коробке передач имеется первичный вал, который состоит из блока шестерен. Они постоянно входят в зацепление с шестернями трансмиссии с первой по пятую скорость (то есть с теми, которые направлены на переднюю передачу);
  • промежуточный вал снабжен трансмиссией главной передачи, а также зубчатыми синхронизаторами, обеспечивающими поступательное движение ведомых шестерен. Также есть подшипники плюс поддон картера;
  • двухсателлитный дифференциал ВАЗ с ведомой шестерней главной передачи, прикрепленной к фланцу его коробки;
  • трансмиссия коробки передач состоит из ручки переключения передач, шарикового подшипника, тяги переключения, тяги, механизмов переключения передач и коробки передач;
  • тяга жиклера предназначена для защиты коробки передач от того, что шестерня вылетает. Крепится концами к опоре и силовому агрегату.

Отчего ломается датчик включения задней передачи

Любая движущаяся механическая система рассчитана на определенное количество циклов использования. Следовательно, это устройство имеет срок службы и может просто выйти из строя из-за механического старения.

Важно: причина выключения фонарей заднего хода может быть вовсе не в датчике. Никто не застрахован от перегоревших лампочек или обрыва кабеля. Неисправность может быть в реле управления или в блоке безопасности.

Рассмотрим причины, связанные именно с датчиком:

  • Коррозия внутренних контактов из-за протечек и попадания влаги в корпус. Это происходит из-за перепада температур и появления деформационных зазоров.
  • Окисление контактов разъема, вплоть до полного коррозионного разрушения. Причина — отсутствие защитной смазки внутри разъема.
  • Механическое разрушение внутренних деталей из-за производственных дефектов.
  • Поломка или падение стержня переключателя. Встречается в контрафактной продукции.
  • Тяга управления заблокирована в положении зажигания. Причина — износ сальника или внутренняя коррозия.
Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)
  • Пришивание фиксирующей поверхности коромысла к штанге датчика.

Регулировка

На ВАЗ 2110 не так уж и редко случается, что шестерни плохо загораются или вылетают из строя. Для этого предусмотрен механизм регулировки блока выбора скорости.

Регулировка может потребоваться, если:

  • коробку недавно сняли в ремонт;
  • вылетает одна из шестерен;
  • скорости плохо воспламеняются или просто устраняются при движении автомобиля.

Если у вас есть какие-либо из этих проблем, попробуйте сначала отрегулировать. Его последовательность:

  1. Под днищем ВАЗ 2110 найдите и немного ослабьте гайку на болте, стягивающем хомут, фиксирующий шток, предназначенный для управления коробкой передач;
  2. Слегка разделите пазы конца стержня отверткой и образовавшийся зазор на самом зажиме. Это необходимо для обеспечения легкого перемещения тяги относительно тяги селектора переключения передач. Установите шток в нейтральное положение;
  3. Отцепить ручку КПП в салоне от крышки;
  4. Выровняйте рычаг по соответствующему шаблону. Это делается следующим образом: Установите шаблон в окно кронштейна заднего фиксатора скорости. Далее вставляем упор вала рычага в паз шаблона, нажимая на него без излишнего усилия в поперечном направлении;
  5. Затем отрегулируйте осевой люфт стержня и его осевой люфт в заднем направлении, повернув влево;
  6. Установите зажим на расстоянии нескольких миллиметров от конца стержня. Затем хорошо затяните хомут болтом.
Читайте также:  Вибрация двигателя Лада Приора на холостом ходу

Если описанная регулировка вам не помогла, необходимо снять и разобрать коробку передач ВАЗ 2110. Обратите особое внимание на то, что она часто срывает шестерни, с помощью которых активируются первая и вторая скорости. Обязательно проверяйте каждую защелку.

Они выполнены в виде пружин, их три. Первая остановка длинная, отвечает за первую и вторую передачи. Вторая — средняя, ​​третья — четвертая передача. Для пятой используется самая короткая защелка.

Меняем масло

Согласно документации, замену смазочного компонента в двигателях и трансмиссии ВАЗ 2110 следует проводить каждые 15 тысяч километров или с периодичностью один год.

Итак, нам нужно сделать хороший прогрев двигателя и подготовить необходимое масло и, желательно, новый масляный фильтр, а также необходимый инструмент для работы.

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

Коробка передач 2110

Чтобы слить «отработку», вам нужно будет открутить крышку масляного поддона. Далее в течение 10-15 минут масло сливается в специальную емкость, которую нужно будет подготовить заранее. Затем сливную пробку возвращают в исходное положение и плотно завинчивают. Теперь вы можете заменить старый масляный фильтр на новый (при необходимости).

Теперь, когда старое масло слито, обратите внимание на его цвет и наличие включений. Если масло темно-коричневого цвета и содержит различные включения, такие как металлическая пыль или кусочки грязи на ощупь, трансмиссию необходимо промыть.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ! Теперь вы можете самостоятельно удалить царапины с кузова автомобиля всего за 5 секунд.

Для этого используются специальные растворы, которые заливают в двигатель и коробку передач перед новым маслом. При этом машина с таким раствором долго не возьмет и быстро не поедет, по гаражу пяти минут хватит, поэтому собранную им смесь и грязь нужно слить так же, как и описан для процесса «отработка» стока».

Чтобы залить свежее масло, вам нужно будет снять крышку заливной горловины. В этом случае в двигатель заливается от 3 до 4 литров масла и в зависимости от показаний щупа. В идеале уровень масла находится между мин и макс

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

Эти отметки отмечены на стилусе как минимальное и максимальное значения. Затем вам нужно запустить двигатель и подождать, пока не погаснет сигнальная лампа масла (или сигнальная лампа давления). Далее выключаем двигатель, проверяем уровень масла и при необходимости убираем излишки или доливаем еще масла.

Бывают случаи, когда свет не гаснет. В этих случаях лучше всего проверить качество масляного фильтра или заменить его, если он не менялся в процессе замены.

Возможные неполадки и их устранение

Причины неисправности Средства защиты
  1. Деформируется тяга привода управления механизмом ПП или реактивная тяга.
  2. Ослабленные винты, фиксирующие штифт или шток переключателя.
  3. Блок ПП неправильно отрегулирован
  4. Изношенные или дефектные пластиковые детали в блоке печатной платы.
  1. Исправьте или замените стержни.
  2. Затяните винты.
  3. Правильно отрегулируйте блок PP.
  4. Заменить неисправные детали.
  1. Изношенные зубья шестерни.
  2. Подшипники изношены.
  3. Уровень масла слишком низкий.
  4. Изношено стопорное кольцо синхронизатора переключения передач.
  1. Заменить неисправные шестерни.
  2. Замените старые подшипники на новые.
  3. Добавьте масло. Если нужно заменить старые сальники на новые.
  4. Заменить стопорное кольцо.
  1. Изношены уплотнения входного вала, шарниров постоянной угловой скорости, стержня из полипропилена или прокладки на приводном валу спидометра.
  2. Неплотно закреплена крышка картера или коробки передач, плохой герметик под крышкой коробки передач, пробка сливного отверстия не затянута должным образом.
  1. Заменить изношенные детали.
  2. Заменить герметик, затянуть болты и гайки сливной пробки.
  1. Изношены или повреждены концы зубьев синхронизатора.
  2. Сильная вибрация узла двигателя на муфтах из-за трещин или износа резины на задних муфтах.
  3. Передачи включены не полностью, так как трансмиссия PP неправильно отрегулирована или защитный кожух привода установлен неправильно.
  1. Заменить поврежденные детали.
  2. Заменить неисправные детали.
  3. Отрегулируйте трансмиссию или правильно установите крышку рулевой тяги.

↑ Схема коробки передач ВАЗ-2110

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

1 — задняя крышка картера коробки передач,

2 — шестерня привода V-образной шестерни,

3 — шарикоподшипник входного вала,

4 — ведущая шестерня первичного вала IV шестерни,

5 — первичный вал,

6 — шестерня III ведущей шестерни первичного вала,

7 — коробка передач,

8 — ведущая шестерня входного вала 2-й передачи,

Читайте также:  Почему перегревается двигатель на 16-клапанной ВАЗ-2112: причины, фото

9 — шестерня заднего хода,

10 — промежуточная шестерня заднего хода,

11 — шестерня привода заднего хода 1-й передачи первичного вала
12 — роликоподшипник первичного вала,

13 — сальник первичного вала,

14 — сапун,

15 — подшипник выключения сцепления,

16 — ведущая втулка выжимного подшипника сцепления,

17 — ведущая шестерня главной передачи,

18 — роликоподшипник вторичного вала,

19 — поддон масло,

20 — ось планетарной передачи,

21 — ведущая шестерня спидометра,

22 — шестерня ведущего вала,

23 — корпус дифференциала,

24 — сателлит,

25 — картер сцепления,

26 — пробка маслосливного отверстия,

27 — ведомая шестерня главной передачи,

28 — регулировочное кольцо,

29 — конический роликовый подшипник дифференциала,

30 — сальник ведущего вала,

31 — ведомая шестерня 1-й передачи промежуточного вала,

32 — синхронизатор 1-й и 2-й передач,

33 — ведомая шестерня 2-й передачи вторичной вал,

34 — ведомая шестерня 3-й передачи вторичного вала,

35 — синхронизатор III и IV передач,

36 — ведомая шестерня вторичного вала. IV шестерня вторичного вала,

37 — шарикоподшипник вторичного вала,

38 — ведомая шестерня V шестерни вторичного вала,

39 — синхронизатор V пер. Эдачи,

40 — вторичный вал.

Новая коробка передач «Гранты» и «Калины»: тяга к трос

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

В основе новинки, которая устанавливается на версии «Норма» и «Люкс», лежит предыдущая коробка передач, которая появилась на ВАЗ-2108 и с небольшими обновлениями сохранилась до наших дней. Его слабые стороны хорошо известны: сложное включение, широкий ход рычага, нечеткая схема переключения передач, низкий уровень вибрации. Размышляя о том, что и как можно улучшить, мы договорились об одном: не трогать часть шестерни, то есть валы, шестерни, синхронизаторы. В противном случае для серийного запуска новой коробки потребуются огромные финансовые затраты: без высокоточного оборудования правильное качество включения, работы и синхронизации не может быть гарантировано. Так что нового в коробке с индексом ВАЗ-2181?

СИНХРОНИЗАТОР

Следовательно, зубчатая часть остается прежней. Практически то же самое: на первой и второй передачах все же пришлось установить многоконусные синхронизаторы. Во-первых, ради надежности: вторая ступень самая нагруженная, и мультиконус, без сомнения, продлит ей жизнь. Во-вторых, уменьшить усилие при переключении передач.

Кроме того, установка коробки ВАЗ-2181 планируется на моделях с более мощными двигателями. Поэтому требуется муфта большего диаметра (215 мм), которая, естественно, имеет более высокий момент инерции. Это еще один аргумент в пользу синхронизатора с несколькими конусами. Более мощное сцепление потребовало другого картера, так как предыдущее содержало максимум 200-миллиметрового диска.

Также пришлось переставить стартер, теперь он расположен не по коробке, а по двигателю.

На первых образцах был установлен трехконусный синхронизатор. Но расчеты показали, что два более дешевых конуса с запасом выдерживают необходимый крутящий момент (см. Рисунки).

Среди других преимуществ они позволили устранить проблемный конус на шестернях первой и второй шестерен, контактирующий с кольцом синхронизатора и требующий высокой точности во время изготовления. Набор колец теперь создает две поверхности трения для плавной и эффективной синхронизации.

Кроме того, производитель — немецкая компания Ho¨rbiger — наносит на промежуточное кольцо дополнительное покрытие, которое снижает износ и обеспечивает стабильные рабочие параметры, в том числе необходимый коэффициент трения. Для облегчения переключения уменьшены угол наклона зубьев синхронизатора (со 125 до 100º) и сила предварительного натяга (со 150 до 70 Н). Если бы разработчики оставили прежнюю одноконусную сборку с этими доработками, не исключено появление скрипа при быстром внедрении второй ступени (особенно при низких температурах) — так называемый отказ синхронизатора. С мультиконусом этого не произойдет из-за большей рабочей поверхности.

Устройство синхронизаторов коробок ВАЗ-2110 (А) и —2181 (Б):

Видео: основы и принцип работы КПП ВАЗ; методы устранения неполадок визуально

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

Видео: как работает КПП ВАЗ 2110, перед, калина, выдача типовых неисправностей.

Устройство КПП ВАЗ 2110, 2112, 21111 (фото)

1 — зубчатое колесо первой передачи;

2 — промежуточные кольца;

3 — стопорное кольцо;

4 — синхронизированная муфта;

5 — ступица муфты синхронизатора;

6 — стоп;

7 — звездочка второй передачи.

Механизм переключения

В старой коробке он находится на дне и промокает в масляной ванне. После ночевки на морозе масло загустело, что затрудняет переключение передач на первых километрах пути. Кроме того, в нижней части коробки находились упоры тяг и вилок задней передачи, переключатель фонарей заднего хода, сальник переключения передач — все это потенциальные источники протечек. Герметики и другие материалы, конечно, помогли, но кардинально проблему решили только перемещением механизма вверх.

Читайте также:  Неправильное зажигание ВАЗ 2114 — причины

Новый механизм представляет собой отдельный модуль. Его можно установить в последнюю очередь и при необходимости разобрать, не разбирая коробку. Он технологичен не только в производстве, но и в ремонте. Уже на этапе разработки ВАЗ концепта появилась решетка селектора, четко повторявшая схему КПП и задававшую ход рычага при выборе передач. Механизм снабжен блокировкой от случайного включения задней передачи, доступной только с «нейтрали».

Воплотив концепцию в металл и заставив ее работать должным образом, установка была доверена для тюнинга немецкой компании Schaffler, которая давно занимается проектированием и производством деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части. Одна из самых интересных модификаций, предложенных зарубежными специалистами, — это так называемая трехмерная центральная пластина вместо нескольких возвратных пружин и блокировок. Его пространственная форма рассчитывается сложной компьютерной программой, а оборудование для его изготовления требует высокой точности.

Ведь по этой пластине ходит шарик центральной защелки, именно она прикладывает необходимые усилия на зажигание и выбор скоростей.

Характеристики механизма подбирались на оригинальном имитационном стенде. Водитель-испытатель садится на сиденье и начинает переключать передачи, в то время как автоматика имитирует схему переключения, усилие и ход рычага, реализованные на конкретном серийном автомобиле. Вы также можете загрузить свою версию настроек. Не любите слишком тугой рычаг? Пара ударов по клавиатуре — и усилие уменьшается. Затем пошагово подобрали оптимальные настройки для «восемьдесят первой».

Компьютер обработал данные и выдал параметры для построения точной математической модели, согласно которой были изготовлены эти хитроумные центральные пластины.

Фиксатор (поз. 9 на первом рисунке), который скользит по центральной пластине и передает усилия на рычаг, не имеет единственного подшипника скольжения. Установленные между всеми контактными поверхностями шарики исключают механические потери, повышая информативность привода.

Тросовый привод

Несмотря на простоту и невысокую цену, практически все производители отказались от свинцовой удочки, как на старой коробке. Сегодня для гашения колебаний рычага или более дорогого и доступного тросового привода используются конструкции из нескольких стержней со сложными ребрами.

С последним АВТОВАЗ экспериментировал в Самаре, закупая запчасти у Морзе. Но из-за плохого расположения механизма переключения производительность такой схемы проблематична, а цена компонентов в то время была ужасающей. Работа над проводной коробкой продолжалась в рамках других проектов, но серийная модель реализована только сейчас.

Однорычажная трансмиссия заменена тросовой. Исчезли неприятные вибрации на рычаге, меньший люфт, более резкое переключение.

любопытно, что в трансмиссии сцепления наоборот планировали отказаться от троса в пользу гидравлики. К сожалению, по экономическим причинам прежнюю конструкцию оставили, хотя характеристики гидротрансмиссии лучше.

В частности, с ней более логично и четко работает педаль сцепления. Преимущества компоновки также очевидны: более легкая прокладка труб и шлангов. Но кабель для новой коробки пришлось удлинить.

Это ненужные механические потери, а значит дополнительная нагрузка на педали и худшая информативность.

Легкие алюминиевые вилки переключения передач немецкой компании Scheffler оснащены износостойкими пластиковыми накладками. Предыдущие детали были отлиты из стали, и для уменьшения износа на отдельные детали был нанесен слой дубления, который со временем изнашивается и окрашивает масло золотым порошком.

Механизм выбора передач:

1 — рычаги переключения передач;

2 — штифты сетки селектора;

3 — селекторная решетка;

4 — механизм блокировки реверса;

5 — центральная трехмерная пластина. Однако разработчики не откладывают в долгий ящик документацию на гидротрансмиссию и планируют запускать ее серийно. Хотелось, среди прочего, и других улучшений, которые по разным причинам не были реализованы на этот раз.

Например, многотональный синхронизатор на третьей передаче и не менее интересное решение, делающее более четким и приятным переход на четвертую и пятую ступень. Не иначе, аппетит приходит во время еды. Кстати, еда получается вкусная — попробовала сама. Главное, что хочется пожелать разработчикам — не опаздывать со сменой посуды. А потребителям: хорошего аппетита! Спасибо за помощь в подготовке девелоперского материала коробки ВАЗ-2181 Михаилу Вотинову, Владимиру Петунину, Сергею Ищенко, Дмитрию Гореву.

  • https://ilifia-club.ru/tehobsluzhivanie/kpp-vaz-2110.html
  • https://yubus.ru/korobka-peredach-vaz-2110-ustrojstvo
  • https://palmira63.ru/to_motorist/shema-raboty-korobki-peredac-vaz-2110.html
  • https://prometey96.ru/remont/kpp-vaz-2110.html
  • https://syzran-avto.ru/uhod/kpp-vaz-2110-ustrojstvo.html
  • https://carlasart.ru/avtomobilistu/shema-raboty-korobki-peredach-vaz-2110.html
  • https://r-ro.ru/kuzov/korobka-peredach-vaz-2110.html
  • https://CarsUp.ru/transmissiya/korobka-peredach-vaz-2111.html
  • https://vazweb.ru/desyatka/transmissiya/kak-snyat-korobku-peredach.html

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных